Можно ли научить ребенка думать? Оказывается, нет: детское мышление формируется не прямым присвоением знаний, а сканированием, поэтому очень важно, в какой среде находится ребенок. Если вы, скажем, вместо кружков и секций систематически отправляете свое чадо к бабушке, то возрастные психологи просят вас не удивляться, когда потом с вами общается… маленькая «бабушка». Если этого совсем не хочется, отдайте своего ребенка в детский сад, лучше всего тризовский, потому что это совсем иная, продуктивная система решения не только учебных, но и жизненных задач.
Когда воспитанники детского сада №186 «Волгарик» побеждают на конкурсах, где нужно продемонстрировать владение ТРИЗ-технологиями, все вокруг удивляются: как в таком юном возрасте можно осилить то, чем занимаются в колледжах и вузах? Можно, уверена заведующая «Волгариком» Ирина Гуткович. Тем более в Ульяновске, который по праву считается пионером в использовании ТРИЗ в дошкольном образовании. Кстати, в эти дни на площадке детского сада проходит конференция по этой теме – участвуют 200 педагогов со всей страны. Да, в «Волгарике» умеют учить, как решать ТРИЗ-задачи, не только детей, но и взрослых. Руководит этим процессом Татьяна Сидорчук – кандидат педагогических наук, автор множества публикаций по использованию ТРИЗ в педагогике, научный руководитель экспериментальных площадок по использованию ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста, которые сегодня открыты не только в Ульяновске, но и в Нижнем Новгороде, Нягани, Сарове, Тольятти, Череповце и Югорске. Сегодня она научный руководитель, или, как с восхищением и уважением говорит Ирина Гуткович, мозговой центр детского сада. Сегодня ее учебник по ТРИЗ в дошкольном образовании получил признание за рубежом и переведен на несколько языков, включая корейский. А когда-то, на заре научной карьеры, Татьяна Александровна с грустью смотрела на то, что происходит в традиционных детских садах, и понимала: дети деградируют! Какое в таком случае право мы имеем требовать от них самостоятельности мышления, если уже в детском саду их приучают к принципу «повтори за мной и запомни»? И в то же самое время существуют эффективные технологии, например ТРИЗ, которые можно приложить и к дошкольному возрасту… Сложно? Ерунда! Это только поначалу рассуждение, скажем, о началах физики идет в терминах «твердые человечки», «газообразные человечки»… Уже совсем скоро, по словам Татьяны Владимировой, которая работает в «Волгарике» воспитателем (обратите внимание!) по ознакомлению с явлениями неживой природы, дети сетуют: «Ну это же твердое и газообразное состояния вещества! Давайте говорить, как взрослые!» А все потому, что не надо бояться обсуждения в дошкольном возрасте ни одной научной темы: тепловые явления, магнетизм, трение, звук, даже категория времени! Подготовительная группа ее уже точно осилит. И не надо заставлять зубрить – ни порядок расположения планет в Солнечной системе, ни строение молекул, надо лишь подталкивать к знаниям и на собственном примере показывать конструктивный – тризовский – способ мышления. Даже в решении вопросов, которые рядом, на расстоянии вытянутой руки: скажем, как очистить крышу после сильного снегопада? Даже здесь ТРИЗ поможет отказаться от классического метода проб и ошибок и пойти самым коротким путем к самому эффективному решению. При погружении в необычную атмосферу «Волгарика», где явно растят гениев, сам по себе возникает один вопрос: а не трудно ли им потом, таким гениальным, в нашей обычной школе, заточенной под среднестатистического ученика? Трудно, признаются педагоги, но без трудностей нет характера и закалки. Часть навыков, конечно, утратится, потому что школа чаще всего требует выполнения заданных учебником и учителем инструкций, но способ мышления все же никуда не исчезнет. Это на всю жизнь. Вот кому подчас бывает трудно, так это школьному учителю с тризовским ребенком! Впрочем, в «Волгарике» сосредоточены не только на воспитании будущих олимпиадников и просто успешных учеников. Успех ведь понятие неоднозначное, и для кого-то он измеряется уровнем развития навыков самообслуживания и умением взаимодействовать с другими. Именно в детском саду №186 впервые в Ульяновске было открыто направление для детей с ДЦП, естественно, со всеми вытекающими из этой задачи условиями их содержания и развития. Во многом это стало возможным благодаря площади, которую занимает детский сад, – когда-то это было здание школы, а теперь дошкольное учреждение с просторными холлами, зимним садом, отдельными трансформируемыми игровыми зонами, Центром игровой поддержки ребенка, который предвосхитил поставленную недавно задачу по интенсивному развитию ясельных групп.Вообще «Волгарик» во многом опережает официальные веяния. Возьмем те же ясельные группы: поставлена задача их развивать, а здесь это уже давно и бесплатно, и опять же с элементами ТРИЗ. И родители знают: в какой бы детский сад ни попал потом их ребенок, адаптация будет совсем другая – без бурных слез и утренних противостояний.Или взять шахматы: они здесь повсюду уже больше двух лет – обычные настольные, настенные – в виде схем партий или сложных задач и даже напольные в детский рост. В свободную минуту ребята постарше подходят к фигурам, переставляют их, о чем-то задумываются…Или астрономия – в детском исследовательском центре «Почемучка» ее изучают с большим удовольствием.Да, заведующая «Волгариком» Ирина Гуткович права: быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, конечно, важно, но еще важнее задавать тренд. И ульяновскому детскому саду №186 это удается.Поздравляем!Команда детского сада №186 «Волгарик» заняла второе место в номинации «Инженерная книга» в рамках X Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест»-2018. Ребята представили проект по удалению грязи с обуви «Чистые ножки».Ульяновск
Комментарии