Бегал на уроке физкультуры
Замечание из дневника первоклассника
Если учесть, что в ряде российских школ физкультура как предмет приказала долго жить, опыт тренеров-общественников из Самарской области может показаться любопытным. По крайней мере Госкомитет по физкультуре и туризму проявил к нему нескрываемый интерес и посвятил заседание коллегии.
Самарская область примечательна в том числе и тем, что в ней находятся город Тольятти и Волжский автомобильный завод.
Некогда процветающая заводская инфраструктура: объекты соцкультбыта, стадионы, спортзалы и бассейны стали непосильной ношей для заводских плеч. Их попросту бросили на произвол судьбы. О гаснущих очагах здорового образа жизни проявили заботу городские власти. Они взяли спортшколы, стадионы и бассейны на свой баланс и освободили от уплаты налога на прибыль и целевого сбора на содержание милиции.
Похожая ситуация в Самаре, но здесь пошли еще дальше.
Статфакт
Самара – город с населением 1,3 млн. человек. В городе – девять районов. Районные спорткомитеты получают из городского бюджета по сорок тысяч рублей в год на проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, что составляет в общем 0,5 процента городского бюджета. Городской Думой недавно принята программа под названием “Дети Самары”. Отдельной строкой в ней записана сумма бюджетных отчислений на проведение оздоровительных мероприятий и реконструкцию спортивных сооружений – 3 процента. В то время как по России эта цифра колеблется от 0,05 до 0,9.
Председатель Самарского комитета по физкультуре и спорту Сергей Васильевич Прыгунов продемонстрировал симпатичный видеоролик об уличном баскетболе, которым буквально заболели девчонки и мальчишки этим летом. Баскетбольные стойки устанавливались в парках, во дворах и даже на главной площади. Все они были с символикой “adidas”: знаменитая фирма проводила “Самарский этап мирового турне”, в котором приняли участие 359 команд.
В зале, где проходила коллегия, рядом со мной сидел пожилой человек. По всей видимости – фронтовик. На лацкане пиджака у него был орден Отечественной войны первой степени. Во время фильма он сердито ворчал: “Вранье. Это только в Самаре. А поездить по области, по маленьким городам. Так ничего же нет. Даже клюшек. Все развалено…”
А с трибуны между тем звучали убедительные цифры. Число хоккейных коробок по сравнению с 1995 годом выросло в два раза; для участников соревнований “Золотая шайба” было закуплено 220 клюшек; в соревнованиях по футболу “Кожаный мяч” приняли участие две тысячи человек…
Вячеслав Иванович Логунов из города Сызрани поведал о своем любимом детище – спортивно-оздоровительном клубе “Олимп”.
Его питомцы называют себя “дворянами” (от слова “двор”). Мальчишки и девчонки из близлежащих домов приходят сюда, чтобы заняться любимым делом или просто провести время. Помимо традиционных секций каратэ, тхэквондо, самбо, дзюдо, ОФП, хоккея, футбола, бодибилдинга, ребятам здесь дают возможность заработать. Если ты что-нибудь умеешь, можешь попробовать себя в должности тренера какой-нибудь спортивной секции или фотографа, а может быть, телеоператора. Если нет, то и тогда для тебя найдется работа – мести улицу, например. Но в основном здесь ребята строят. Строительные и ремонтные бригады действуют на совершенно законных основаниях, принося клубу приличный доход. Их права и обязанности закреплены договором с администрацией города.
В разделе “Обязанности сторон” написано, что администрация передает, а клуб берет на себя “проведение ремонтно-строительных работ по созданию материально-технической базы спортивных сооружений для массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы…”
– Три процента выручки за выполненные работы идут на расчетный счет нашего клуба, – поясняет Вячеслав Иванович. – Но есть и другие источники финансовых поступлений. Бартер, например. Со многими предприятиями мы заключаем договора на реализацию их продукции.
– Каким образом? – поинтересовался я.
– Понимаете, мы – спортсмены. А в спорте, как в армии, человек уходит, а дружба остается. Сейчас это принято называть связями. Называйте, как хотите, но это настоящая “служба маркетинга” по всей России. И если какой-нибудь Тяжмаш испытывает трудности при сбыте своей продукции из-за развала тех самых связей, то мы можем ему в этом помочь. А что из этого получается, вы видели сами.
Действительно, выступление Логунова сопровождалось видеофильмом о клубе “Олимп”. Отделка помещений и спортивных залов была на уровне мировых стандартов. Ни одной облупившейся стены или потолка с подтеками. Вячеслав Иванович придает этому факту большое значение. Воспитательный момент!
– Пацан, который заходит в наш клуб, должен чувствовать внутреннюю ответственность за свое поведение и внешний вид. Воспитание начинается с входа. И должен вам признаться, что человеку в грязных сапогах и с бычком во рту будет неловко зайти к нам и выпить чашечку кофе в нашем кафетерии.
– А сколько стоит зайти к вам? – вопрос к Логунову из зала.
– Платные у нас только спортивные секции и массаж – три рубля час. А вход бесплатный, причем круглосуточно.
Следует отметить, что в клубе работает консультация врача-нарколога.
…В заключение своего стремительного выступления Вячеслав Иванович подарил председателю Госкомитета по физкультуре и туризму Л.В.Тягачеву “косичку”, свитую из гвоздей-соток. Как она была сделана, мы все видели на экране, когда демонстрировался фильм о клубе “Олимп”. Он ведь еще, помимо всего прочего, устраивает разные спортивные праздники для детей района. При заполненных трибунах и балконах близлежащих домов один из инструкторов клуба с невозмутимым спокойствием ваял “подарок для Москвы” из подручных материалов.
Дмитрий ЕГОРОВ
Вместо комментария
Главное – движение
Традиционная система физического воспитания в рамках школьного расписания противоречит принятым нормам и не обеспечивает необходимого объема организованной двигательной активности. В среднем на одного учителя приходится 232 школьника, а на уроке одновременно занимаются 30-35 учащихся разных по уровню здоровья, половым и психическим признакам, моторным качествам и биологической зрелости? На таком уроке физкультуры школьник фактически активно двигается 15-20 минут и очень редко достигает уровня развивающей зоны интенсивности.
Законом Российской Федерации “О физической культуре и спорте” предусматривается в обозримом будущем переход на восьмичасовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в неделю. Но это – в будущем. А сейчас в основном все надежды на межшкольные объединения в виде детско-юношеских клубов физической подготовки.
Красногвардейский ДЮКФП # 1 “Юность” г. Москвы (директор Н.Федченко) сумел охватить 102 школы, в Калининском районе Тверской области через ДЮКФП, в Зареченском районе г. Тулы в рамках СДЮШОР (директор А.Незаленов) привлечены к регулярным занятиям дошкольники 40 детских садов и школ города. В г. Анджеро-Судженске Кемеровской области таким образом созданы условия для укрепления здоровья 1,5 тыс. школьников (директор Т.Пунтусова). В этих территориях доказали, что учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности вполне могут справляться со своими новыми задачами.
В 1995-1998 годах в школе # 32 г. Сургута (директор Л.Проганюк, тренер-преподаватель Ю.Марков) учащиеся 5-7-х классов получили три тренировки по два академических часа в неделю за рамками академического расписания. Экспериментальные группы гимнастов формировались с учетом их интересов, индивидуальных особенностей с однопорядковыми данными биологической зрелости и уровня спортивных притязаний. Общефизическая подготовка осуществлялась посредством плавания, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр и способствовала успешному обучению и развитию специальных физических качеств. Техническая подготовка формировалась путем использования средств гимнастики, акробатики, хореографии.
Ежегодное тестирование по показателям физического развития и физической подготовленности подтвердило, что использование средств спортивной гимнастики в условиях спортизированной формы организации физического воспитания школьников наиболее эффективно в сочетании с разносторонней физической подготовкой и моторным обучением широкому арсеналу двигательных действий.
Результаты эксперимента показали, что учащиеся значительно превосходят не только тех своих сверстников, которые занимались по обычно учебной программе физического воспитания и посещали внеклассные физкультурно-спортивные мероприятия, но и сверстников из других стран Европы.
Минобразованием России, кроме учителя (руководителя) физического воспитания, в тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования включены специалисты в области физического воспитания школьников:
– педагог дополнительного образования;
– инструктор по физической культуре.
Дело в активности лиц, отвечающих за физическую культуру и спорт.
Владимир БАУЭР, кандидат педагогических наук
Комментарии