search
main
0

Спорное бесспорно Педагоги негосударственных образовательных учреждений потеряли право на пенсию за выслугу лет

Уже несколько лет не прекращались споры о том, возможно ли засчитывать в стаж для пенсии за выслугу лет педагогическим работникам время их работы в негосударственных образовательных учреждениях: в частных и ведомственных школах, училищах, детских садах.
Конституционный суд Российской Федерации подарил надежду учителям, Закон “О трудовых пенсиях в РФ” ее тут же отобрал.

Начало начал: Списки
По Закону “О государственных пенсиях в Российской Федерации” от 20.11.1990 г. N 340-1 существовали пенсии за выслугу лет педагогическим работникам, если выслуга в школах и других учреждениях для детей достигала 25 лет.
Согласно статье 83 закона 1990 года Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления выслуги утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
И основополагающие правоприменительные Списки за период действия закона 1990 года правительство принимало дважды:
– Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463;
– Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067.
Причем для исчисления сроков выслуги применяются оба Списка, они действуют параллельно: Список 1991 года – за период соответствующей работы до 1 ноября 1999 года, педагогическая работа после указанной даты засчитывается в специальный стаж в соответствии со Списком и Правилами 1999 года.
Мы не раз на страницах “ОП” комментировали указанные Списки и Правила, но поводом еще раз обратиться к этим документам явилось рассмотрение отдельных положений постановления Правительства РФ от 1999 года в Конституционном суде РФ.

Предмет спора
Причиной этих разбирательств стало несогласие граждан и их представителей с ограничениями, введенными постановлением N 1067.
Закон 1990 года не связывал право на пенсию за выслугу лет с организационно-правовой формой образовательного учреждения, не содержалось каких-либо специальных указаний по этому вопросу и в постановлении 1991 года. Поэтому на выслугу выходили соответствующие работники как бюджетной сферы, так и педагоги частных (коммерческих) образовательных учреждений.
Постановлением N 1067 установлено, что утвержденные им Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. Таким образом, специальный стаж, приобретенный с 1 ноября 1999 года в негосударственном образовании, перестал учитываться для пенсии.
По жалобе граждан решением Верховного суда РФ от 07.06.2001 г. N ГКПИ 2001-875 это положение (абзац первый пункта 2 постановления N 1067) признано недействительным и не порождающим правовых последствий.
Но следует отметить, что в самом постановлении Правительства РФ Минтруду РФ и Минобразованию РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ предлагалось в 3-месячный срок внести в Правительство РФ предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными.
Вопрос этот рассматривался, и было признано целесообразным с 1 ноября 1999 года не выходить за рамки государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Кроме того, постановление
N 1067 несколько ужесточило порядок исчисления выслуги педагогам дополнительного образования, в частности, педагогам музыкальных и художественных школ. Пунктом 3 постановления установлено, что периоды этой работы начиная с 1 января 2001 года засчитываются в выслугу при условии, если гражданин на указанную дату отработал 16 лет 8 месяцев в должностях, профессиях и учреждениях, дающих право на пенсию за выслугу лет, согласно предусмотренным Правилам.
Именно эти два новшества стали основанием для обращения в Конституционный суд Законодательного собрания Тверской области с запросом о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067.
По мнению тверских законодателей, эти пункты подлежат отмене как неконституционные. В подтверждение этого тезиса приведены следующие аргументы:
– лишение педагогических работников негосударственных учреждений возможности включать в выслугу работу с 1 ноября 1999 года ограничивает их право на получение пенсии, что противоречит статьям 15 (часть 1), 19 (часть 2), 39 и 55 Конституции Российской Федерации;
– пункт 3 постановления, по мнению обратившихся, противоречит Конституции как нарушающий права на пенсию педагогических работников детских художественных и музыкальных школ ввиду не включения их в Список.

Суд думал-думал…
Оценивая эти обращения, Конституционный суд РФ отметил, что в соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к рассматриваемому случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Поэтому все субъекты должны иметь одинаковые возможности защиты права собственности и связанных с ним законных прав.
Конституция РФ закрепляет право каждого на образование. Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения, обеспечивается, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров.
В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом, запрет дискриминации в области образования, равенство прав на социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала. Реализуя эти принципы, статья 132 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 5 октября 1966 года прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране.
Закон РФ “Об образовании” предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные – частные, учреждения общественных организаций и др. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (пункт 5 статьи 55 закона).
Суд указал, что по Закону “О государственных пенсиях в Российской Федерации” право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно статья 80 предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет, при том что закон не содержит каких-либо условий, согласно которым для назначения государственной пенсии за выслугу лет педагогическая деятельность должна протекать только в государственных или муниципальных учреждениях. Никаких изъятий для работников негосударственных учреждений не сделано. Это означает, что работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений.
Наделение правительства полномочиями по определению Списка и Правил исчисления выслуги отдельных категорий работников не означает, что оно может по своему усмотрению устанавливать их в отрыве от закрепленных законом норм.
Из закона не вытекает, что Правительство РФ правомочно самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников, устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
При осуществлении предоставленных ему полномочий правительство не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.

…и придумал: пусть будет переходным
Суд оценил оспариваемый пункт 2 постановления правительства N 1067 как неконституционный. Вместе с тем он смягчил оценку, сославшись на то, что данное регулирование можно рассматривать как переходное в рамках проводимой пенсионной реформы, предполагающей, что пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет педагогических работников в частных и ведомственных учреждениях будет осуществляться на основе разработки отдельных предложений о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Однако суд отметил, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не должны ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. Иное означало бы нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства.
В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам.
Поэтому для разрешения поставленного вопроса не требуется его дальнейшее рассмотрение в заседании Конституционного суда Российской Федерации.
Таким образом, суд признал необратимым право на пенсию педработников негосударственных учреждений как вытекающее непосредственно из закона. Поскольку, по его мнению, закон содержит норму прямого действия, именно ею надо руководствоваться.

В результате было вынесено Определение Конституционного суда РФ от 06.12.2001 N 310-0, которым определено:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного собрания Тверской области, поскольку данный вопрос не требует дальнейшего рассмотрения в заседании Конституционного суда Российской Федерации.
2. Положения оспариваемых норм не могут применяться иначе как в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении.
3. Определение Конституционного суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Теперь бесспорно
Каковы же итоги? А итоги неутешительные. К сожалению, никакого отдельного пенсионного обеспечения за выслугу лет педагогам не будет, реформирование государственных пенсий для них состоялось.
Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” сохранено право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (бывшая пенсия за выслугу лет). В пункте 3 статьи 28 закона N 173-ФЗ по-прежнему закреплены полномочия правительства в области досрочных пенсий. Как и в прежнем законе пенсия назначается за 25 лет педагогической деятельности. Но есть существенное изменение. Если по ранее действовавшему закону “О государственных пенсиях в Российской Федерации” не оговаривалась организационно-правовая форма образовательного учреждения, то закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” определил, что эта педагогическая деятельность должна осуществляться в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Со всей определенностью в законе негосударственные учреждения не значатся.
Пока никаких новых Списков и Правил не разработано. Поэтому применяются прежние Списки, ранее утвержденные Правительством РФ.
Главный же итог заключается в том, что теперь спорный вопрос перешел в разряд бесспорных, урегулированных законодательством.

Татьяна ПОГОРЕЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте