Уже несколько лет не прекращались споры о том, возможно ли засчитывать в стаж для пенсии за выслугу лет педагогическим работникам время их работы в негосударственных образовательных учреждениях. Конституционный суд РФ подарил надежду учителям, но…
Причиной разбирательств в КС РФ стало несогласие граждан и их представителей с ограничениями, введенными постановлением N 1067.
Закон о пенсиях 1990 года не связывал право на пенсию за выслугу лет с организационно-правовой формой образовательного учреждения, не содержалось каких-либо специальных указаний по этому вопросу и в постановлении 1991 года. Поэтому на выслугу выходили соответствующие работники как бюджетной сферы, так и педагоги коммерческих образовательных учреждений.
Постановлением N 1067 установлено, что утвержденные им Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других учреждениях для детей. Таким образом, специальный стаж, приобретенный с 1 ноября 1999 года в негосударственном образовании, перестал учитываться для пенсии.
По жалобе граждан решением Верховного суда РФ от 07.06.2001 г. N ГКПИ 2001-875 это положение (абз. 1 п. 2 постановления N 1067) признано недействительным и не порождающим правовых последствий.
Но следует отметить, что в самом постановлении Правительства РФ Минтруду РФ и Минобразованию РФ по согласованию с ПФР предлагалось в 3-месячный срок внести в Правительство РФ предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными.
Вопрос этот рассматривался, и было признано целесообразным с 1 ноября 1999 года не выходить за рамки государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Именно это новшество стало основанием для обращения в Конституционный суд Законодательного собрания Тверской области с запросом о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067.
Суд оценил оспариваемый пункт 2 постановления правительства N 1067 как неконституционный. Вместе с тем он смягчил оценку, сославшись на то, что данное регулирование можно рассматривать как переходное в рамках проводимой пенсионной реформы, предполагающей, что пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет педагогических работников в частных и ведомственных учреждениях будет осуществляться на основе разработки отдельных предложений о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Каковы же итоги? А итоги неутешительные. К сожалению, никакого отдельного пенсионного обеспечения за выслугу лет педагогам не будет, реформирование государственных пенсий для них состоялось.
Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” сохранено право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (бывшая пенсия за выслугу лет). Как и в прежнем законе, пенсия назначается за 25 лет педагогической деятельности. Но есть существенное изменение. Если по ранее действовавшему закону “О государственных пенсиях в Российской Федерации” не оговаривалась организационно-правовая форма образовательного учреждения, то Закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” определил, что эта педагогическая деятельность должна осуществляться в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Со всей определенностью в законе негосударственные учреждения не значатся. Пока никаких новых Списков и Правил не разработано. Поэтому применяются прежние Списки.
Главный же итог заключается в том, что теперь спорный вопрос перешел в разряд бесспорных, урегулированных законодательством.
Комментарии