search
main
0

“Спорная идея” Зачем молдаванам учить русский?

В январе в Молдавии прошла громкая акция протеста: оппозиция требовала от правительства отказаться от планов ввести обучение русскому языку со 2-го класса школы. О “политике русификации” было сказано много резких слов. Об образовании митингующие забыли.
Националисты, ратующие за политическую и культурную интеграцию с Румынией, заявили, что власти “запихивают им русский язык в глотку”. Генпрокуратура пригрозила возбудить уголовное дело против партии христианских демократов за проведение несанкционированного митинга. Премьер соседней Румынии, благосклонно относящийся к национал-радикалам, осудил “попытку русификации образования” и назвал ее “спорной идеей”. Заявление вызвало, естественно, дипломатический скандал и ответные обвинения во вмешательстве во внутренние дела Молдавии. В общем, страсти кипели долго. В пылу борьбы все энергично говорили о политике и разнообразных национальных идеях, но как-то забыли о главном. Никто не вспомнил о самом образовании и о тех, кто его получает.
Можно счесть решение Кишинева об увеличении преподавания русского языка в школах желанием угодить 40 процентам русскоязычного населения Молдавии, которое, мягко говоря, не всегда радовалось “румынизации”. Можно заявить, что это желание угодить Москве, с которой нынешнее правительство старается поддерживать хорошие отношения – в первую очередь из-за газовой зависимости. Наверное, при подготовке этого решения были приняты во внимание и эти мотивы. Но интересно не только то, почему был сделан именно этот шаг. Важно понять и то, что могут дать молдавским школьникам 2 часа русского языка в неделю.
Молдавия, как и многие другие республики, после распада Советского Союза получила в наследство лишь осколок советской системы народного просвещения. Эта “обрывочность” сильнее всего проявилась в высшем образовании: в СССР лучшие вузы имелись в Москве, Питере, Новосибирске, столицах больших республик и некоторых крупных городах. Кишинев к крупным научным центрам все же не относился, и получить хорошее образование здесь можно было далеко не по любой специальности. Часто приходилось на 5 лет уезжать в Москву, Киев или хотя бы в соседнюю Одессу.
С независимостью к власти в Молдавии пришли национал-радикалы. В 90-х годах правительство встречало в штыки любую идею, в которой можно было увидеть попытку возвращения советской империи. В высшем и среднем образовании прошла стадия “румынизации”. Тем не менее создать мощную образовательную систему, способную конкурировать если не с Сорбонной и Гарвардом, то хотя бы с лучшими российскими или украинскими вузами, не совсем удалось. Причин тому довольно много – и кадров не хватило, и финансов. Абитуриенты из Молдавии продолжали и продолжают уезжать за рубеж.
Впрочем, теперь стать студентом за пределами Молдавии стало несколько сложнее. Хотя программы вузовского обмена действуют в пределах СНГ, расхождения школьных программ снижают шансы молдавских граждан поступить, к примеру, в какой-нибудь из московских университетов. Например, при сокращении часов, уделяемых русскому языку и литературе, написать вступительное сочинение существенно труднее. А получить европейское образование стоит больших денег, что для большинства жителей Молдавии сейчас просто нереально.
На митингах оппозиции звучало и контрпредложение: ректор Свободного университета Олег Серебрян предложил заменить обязательный русский французским языком. Откуда у этой идеи ноги растут – понятно: в румынской культуре Франция с ХIХ века принимается за образец, тем более что оба языка принадлежат к одной группе. Идея всеобщего обучения французскому языку чертовски романтична, но попасть в университет Парижа или Бордо, даже свободно владея языком Мольера и Гюго, не так легко, как с хорошим русским – в московский вуз. В конце концов в Сорбонну из Молдавии будут пробиваться и впредь те, у кого есть деньги или талант.
Конечно, далеко не факт, что, получив образование в российском университете, выпускник непременно соберется обратно в Молдавию. Многие, видимо, попытаются и дальше работать за границей. Более того, сейчас качество высшей школы в России уже в большинстве случаев хуже, чем в той же Франции. Но для Молдавии многие российские вузы – это лучшее из того, что доступно. И если преподавание русского языка увеличит шансы для абитуриента из Кишинева или Бельцов получить неплохое образование, то это можно только приветствовать.

Вести.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте