search
main
0

Спор, обсуждение, компромисс Тема “Защита трудовых прав граждан. 10-11-е классы”. Глава из нового учебника

Дело право, только гляди прямо.
Русская пословица

Понятие трудовых споров. В процессе применения труда между работником и работодателем часто возникают разногласия, ведь у каждой из сторон в трудовом отношении есть свои особенные интересы, порой прямо противоречащие друг другу. Если работник хочет как можно больше получить за свой труд, то устремления работодателя направлены на снижение издержек производства, в частности и за счет уменьшения расходов на оплату труда работников. Несогласие по различным трудовым вопросам часто вызывает у работников желание оспорить (обжаловать) то или иное решение администрации. Споры могут возникнуть по самым различным вопросам, например по вопросу о наложении дисциплинарных санкций, мер материальной ответственности, о выплате заработной платы, о переводе, о применении условий труда и т.д.

Трудовые споры – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по вопросам применения трудового законодательства.

Причинами трудовых споров могут быть как виновные действия со стороны должностных лиц (бюрократизм, гонения за критику, пренебрежение к правам и законным интересам работников и др.), так и эгоистические черты характера работников, не считающихся с общественными интересами. Часто причиной трудового спора является совершенно непростительное, особенно со стороны администрации, незнание трудового законодательства.
Виды трудовых споров. По спорящим субъектам трудовые споры делятся на две группы: индивидуальные и коллективные. Так, например, споры об увольнении работника, его переводе, повышении ему разряда – это индивидуальные споры, потому что здесь оспаривается интерес одного человека. Но если нарушенными оказались интересы сразу многих людей, то спор может перерасти в спор коллективного значения. Допустим, если администрация месяцами задерживает выплату заработной платы всему коллективу работников или отправляет в вынужденные отпуска значительную его часть, то здесь речь будет идти уже о коллективном трудовом споре.
Какие же органы рассматривают трудовые споры? Это зависит опять-таки от вида споров. Если для разрешения индивидуальных споров создаются органы местного значения (из работников предприятия), причем компактные по своему составу, то для разрешения коллективных споров, которые носят более серьезный характер и могут вылиться в забастовку, формируются специальные органы (примирительные комиссии, трудовые арбитражи и др.). Поскольку индивидуальные и коллективные споры существенно отличаются друг от друга, рассмотрим их отдельно.

А. Индивидуальные трудовые споры. Практически лишь два органа занимаются рассмотрением трудовых споров: комиссии по трудовым спорам и суды.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) – это орган трудового коллектива, избранный его общим собранием (конференцией) для разрешения споров работников с администрацией.

Формирование комиссии по трудовым спорам. КТС образуется на предприятиях, где число работающих не менее 15 человек. Она избирается общим собранием трудового коллектива тайным или открытым голосованием по усмотрению собрания. Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов, за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции). Порядок же избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяет само собрание. Из своего состава КТС избирает председателя, его заместителей и секретаря.
Сроки рассмотрения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам. В КТС с заявлением обращаются работники, считающие, что их трудовые права или законные интересы нарушены. Срок обращения – три месяца – вполне достаточен для того, чтобы получить информацию о том, нарушено ли право, в каком объеме, заявить об этом администрации, попытаться решить с ней спор на добровольных началах и продумать вопрос о том, возбуждать ли рассмотрение трудового спора в КТС, если дело “мирным” путем не удается уладить. Если трехмесячный срок пропущен по уважительной причине, КТС может его восстановить.
Заявление работника подлежит обязательной регистрации в журнале поступления заявлений, в котором отмечается дата приема и рассмотрения спора, его содержание и решение.
Почему необходим такой формализм?
Дело в том, что трудовые права должны восстанавливаться незамедлительно, поскольку они для граждан имеют большое значение. Закон устанавливает, что спор КТС обязана рассмотреть в 10-дневный срок после подачи заявления, и не позднее.
Порядок рассмотрения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам. Процесс рассмотрения трудовых споров начинается с подачи заявления обиженного на администрацию работника.
После этого председатель КТС поручает одному или нескольким ее членам произвести проверку указанных в заявлении фактов, собрать необходимые и недостающие документы (копии приказов, копии ведомостей оплаты труда, свидетельские показания и др.). Порой они бывают весьма противоречивы, поскольку каждая из спорящих сторон рассматривает спорный вопрос, руководствуясь своими интересами.
Когда необходимые материалы собраны, назначается время рассмотрения спора. Спор рассматривается в удобное нерабочее время. На заседание КТС заранее приглашаются заявитель (обязательно!) и представитель администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительной причины комиссия может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вторично. До заседания стороны могут ознакомиться с собранными материалами и ко времени заседания подготовить дополнительные аргументы.
Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных членов комиссии.
Порядок проведения заседания КТС законом не определяется, что следует признать положительным, поскольку в противном случае эта процедура была бы слишком бюрократической и был бы утерян ее демократический характер. КТС не должна копировать суд.
Комиссия предлагает высказаться по существу спора каждой из сторон. Как правило, вначале выступает заявитель, затем представитель администрации. Если есть необходимость, по ходу выступления или после него члены КТС задают вопросы, уточняют какие-то детали спора. Участники спора могут возразить по поводу выступления противной стороны, предоставить дополнительные аргументы, попросить время для сбора потребовавшихся документов или других доказательств, поставить вопрос о приглашении на заседание необходимых лиц (специалистов) для разъяснения вопроса, свидетелей и т.д.
Заслушав мнение сторон, свидетелей и всех желающих, КТС приступает к вынесению решения. Стороны обычно удаляются из помещения, где проходит заседание. Иной вариант нежелателен, поскольку членам комиссии бывает трудно устоять перед психологическим давлением присутствующих участников спора. Решение принимается простым большинством членов КТС.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок работником или администрацией в суде.
Рассмотрение трудовых споров в суде. Суд – это вторая инстанция рассмотрения трудовых споров после КТС. По таким трудовым спорам, как, например, споры об условиях труда, переводах на другую работу, оплате труда, нормах выработки и установленных расценках, наложении дисциплинарных взысканий, возврате незаконно удержанных из зарплаты сумм в возмещение ущерба и др., суд просто не примет заявление у работника, если предварительно не состоится вынесение решения в КТС.
Справедливо ли это? Разве суд не универсальный орган разрешения споров?
Думается, что это вполне справедливо. Вспомним, что судебная процедура весьма громоздкая и дорогая. По трудовым вопросам, которые не являются жизненно важными для человека (взгляните на перечень споров, указанный чуть выше), вряд ли стоит загружать суд и тратить деньги налогоплательщиков.
В других серьезных случаях законодатель предоставляет работнику право обращаться прямо и непосредственно в суд. К числу таких споров относятся споры:
– о восстановлении на работе уволенных лиц;
– об изменении даты и формулировки причины увольнения;
– об уплате вынужденного прогула;
– по заявлению администрации о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию;
– об отказе в приеме на работу беременной женщине или имеющей детей в возрасте до 14 лет;
– некоторые другие.
Как видим, здесь речь может идти об утрате источника существования не только для самого работника, но и для членов его семьи. Это уже серьезно. Поэтому реакция на нарушение трудовых прав в случаях, перечисленных выше, должна быть незамедлительной и решительной.

Б. Коллективные трудовые споры. Коллективные споры возникают обычно между трудовым коллективом (или профсоюзом, его представляющим) и администрацией предприятия.
Предметом коллективных споров могут быть различные вопросы, касающиеся социально-экономических условий труда и быта, например изменение норм выработки, сдельных расценок, оплаты труда; установление систем заработной платы, режима рабочего времени; охрана труда и т.д. Требования трудовых коллективов или профсоюзов по политическим, экологическим и подобным вопросам к трудовым спорам не относятся.

Выдвижение требований работников. Именно с этого начинается спор. Обычно недовольство работников (сначала скрытое, а потом и явное) приобретает отчетливые очертания на собрании трудового коллектива, когда в письменном виде требования формулируются и утверждаются большинством голосов. Вполне понятно, что не весь коллектив будет эти требования вручать администрации и впоследствии их отстаивать. Избираются представители коллектива (стачком, забастовочный комитет и т.п.), в число которых входят люди энергичные, волевые, даже напористые, умеющие хорошо говорить, аргументировать позицию и др.
Получив требования, администрация в 3-дневный срок обязана требования рассмотреть и незамедлительно сообщить в письменном виде о своем решении трудовому коллективу (или профсоюзу).
Примирительные процедуры разрешения коллективного трудового спора. Исходя из того, что в цивилизованном обществе никакие проблемы не должны решаться с позиции силы, закон предлагает сторонам разрешить конфликт, не доводя до забастовки, путем примирения.
При отклонении администрацией требований трудового коллектива назначается примирительная комиссия.

Примирительная комиссия формируется из представителей коллектива работников и представителей администрации на равноправной основе.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в 5-дневный срок. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон (т.е. единогласно), имеет для них обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные комиссией.
Вполне возможно, что согласие в примирительной комиссии не будет достигнуто, и тогда стороны могут пригласить посредника.

Кандидатура посредника определяется соглашением сторон, а при его отсутствии – назначается Службой по урегулированию коллективных трудовых споров (существует при Министерстве труда Российской Федерации).
Посреднику дается 7-дневный срок, чтобы во всем разобраться и найти приемлемое для сторон решение.
Увы, может так случиться, что спор не поможет разрешить и посредник. Тогда создается коллективный орган – трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж – это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора в составе трех независимых арбитров, создаваемый сторонами спора и Службой по урегулированию трудовых споров.

Спор рассматривается в трудовом арбитраже в 5-дневный срок со дня его создания. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию спора приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.
Порядок урегулирования забастовок. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель от них уклоняется, не выполняет соглашение, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Забастовку следует признать крайней мерой разрешения споров, поскольку она может нанести большой урон не только бастующему коллективу, но потребителям и поставщикам, а в итоге всему народному хозяйству. Конечно, их лучше не допускать и до них лучше не доводить. Вот почему закон перечислил ситуации, когда забастовки признаются незаконными:
а) забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц;
б) забастовки, осуществляемые без примирительного порядка рассмотрения спора или с нарушением порядка объявления забастовки;
в) забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов ФСБ, – если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства и др.
Незаконной забастовку признает суд по заявлению работодателя или прокурора.
Организация незаконной забастовки и участие в ней рассматривается как нарушение трудовой дисциплины. Работники, продолжающие признанную судом незаконной забастовку, приравниваются к прогульщикам и могут быть уволены либо подвергнуты иным дисциплинарным санкциям. Особая ответственность возлагается на организаторов незаконной забастовки: они могут быть дополнительно оштрафованы.
Наказываются и руководители (и другие должностные лица), виновные в возникновении таких острых трудовых конфликтов. Они привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности. Если их действия причинили ущерб производству, т о они привлекаются к материальной ответственности, но только в пределах 3-месячного оклада.
Какие же существуют правила проведения забастовки?
1. Она может быть объявлена только по решению общего собрания трудового коллектива, принятому большинством голосов.
2. Должны быть решения примирительной комиссии и трудового арбитража, не удовлетворяющие трудовой коллектив (полностью или частично).
3. Необходимо сформировать орган, уполномоченный возглавить забастовку (профком, стачком, совет трудового коллектива, забастовочный комитет и т.д.).
4. Не позднее чем за 10 календарных дней до начала забастовки надо предупредить администрацию в письменном виде об объявлении забастовки с четким изложением требований трудового коллектива и примерных ее сроках.
5. Заканчивается забастовка подписанием соглашения спорящими сторонами.
6. За соблюдением соглашения сторон по коллективному спору контроль осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.
Конечно, как бы забастовка ни закончилась, всегда остается горький осадок, по крайней мере у одной из сторон. Но в любом случае применение мер дисциплинарной ответственности к бастующим запрещено. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняется место работы и должность. Однако работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, ведь фактически они работу не выполняли.

Это надо запомнить
1. Трудовые споры – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по вопросам применения трудового законодательства.
2. Различают два вида споров: индивидуальные и коллективные.
3. Индивидуальные рассматриваются комиссией по трудовым спорам (КТС) и судом.
4. Комиссия по трудовым спорам – это орган трудового коллектива, избранный его общим собранием.
5. Закон дает работникам право обращаться, минуя КТС, прямо в суд по спорам:
– о восстановлении на работе уволенных лиц;
– об изменении даты и формулировки причины увольнения;
– об оплате вынужденного прогула;
– по заявлению администрации о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию;
– об отказе в приеме на работу беременной женщине или имеющей детей в возрасте до 14 лет;
– и некоторые другие.
6. Требования работников в коллективном споре формулируются на собрании трудового коллектива в письменном виде и утверждаются большинством голосов.
7. Закон предусматривает три стадии примирительного процесса:
– с участием примирительной комиссии;
– с помощью посредника;
– посредством трудового арбитража.
8. Примирительная комиссия формируется из представителей коллектива работников и представителей администрации на равноправной основе.
9. Кандидатура посредника определяется соглашением сторон.

Татьяна КАШАНИНА,
Андрей КАШАНИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте