search
main
0

Спор Карандашика и Линеечки. Урок математики в 3-м классе на тему «Симметрия. Симметричные фигуры»

Цели урока: содействовать формированию у обучающихся представлений о симметрии, симметричных фигурах, оси симметрии; совершенствовать умения выполнять построение симметричных фигур; формировать умение находить ось симметрии в различных фигурах.

Планируемые результатыРегулятивные универсальные учебные действия:- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения,- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.Познавательные универсальные учебные действия:- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.Коммуникативные универсальные учебные действия:- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  Оборудование: наборы геометрических фигур для выполнения задания №2 (учебник Л.Г.Петерсон, 2-я часть, с. 46).Комментарий по работе с материаломПодробный конспект урока ориентирован на учителей, работающих по программе Л.Г.Петерсон. Урок построен исходя из требований к технологии проведения уроков по данной программе, последовательности изложения материала, предъявляемых концепцией деятельностного обучения. Презентация используется на всех этапах урока при фронтальной работе с классом. Она создана на основе шаблона, содержащего макрос DragAndDrop, позволяющий в процессе демонстрации презентации любой объект, помещенный на слайд, перемещать при помощи мышки. Для перемещения объекта нужно просто щелкнуть по нему и «перетащить» в нужное место на слайде. Второй щелчок позволяет «отпустить» объект.Перед началом работы необходимо разрешить ПК работу макросов, а после окончания демонстрации презентации не сохранять изменения.1. Открыть PowerPoint.2. В строке меню последовательно выбрать команды: Сервис – Макрос – Безопасность. 3. В появившемся окне Безопасность выбрать Средняя – ок.4. После этого необходимо перезагрузить (закрыть) PowerPoint.5. Каждый раз при запуске теста, содержащего макросы, будет появляться предупреждение системы безопасности.6. Далее необходимо нажать на кнопку Не отключать макросы.Макросы используются на слайдах №5, 7. Поскольку работа макросов несколько затрудняет работу эффектов анимации по щелчку, анимация на некоторых слайдах установлена с помощью переключателей (триггеров). Подробные комментарии даны в конспекте урока.Ход урока 1. Оргмомент. Психологический настрой обучающихсяУчитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, которую начали рассматривать на предыдущих уроках. А помогать нам будут наши верные друзья: Карандашик и Линеечка. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть они на партах. (Проверка готовности к уроку.)2. Устный счет (слайд № 2)Учитель: Но для того чтобы узнать тему нашего урока, мы должны расшифровать слово, которое «спрятали» Линеечка и Карандашик. Вам нужно решить примеры и отгадать слово. Фронтальная работа. Ученики устно решают примеры в произвольном порядке. При щелчке по примеру в обеих таблицах появляются результаты.Учитель: Может быть, кто-то из вас уже догадался, что нам необходимо вспомнить для расшифровки слова? Так как по учебнику Л.Г.Петерсон обучающиеся часто решают задания «Расшифруй слово», они быстро находят способ декодирования. В данном случае это соотнесение числа, полученного в ответе, с порядковым номером буквы в алфавите. Для подсказки можно воспользоваться слайдом №3. Вернуться на слайд №2 можно по стрелочке.Учитель: Итак, кто же догадался, какое слово зашифровали наши друзья?Ученики: Линеечка и Карандашик зашифровали слово «симметрия». Проверка производится щелчком по рисунку: в нижней таблице появляется слово «симметрия». Переход на следующий слайд осуществляется с помощью управляющей кнопки в правом нижнем углу слайда.3. Формулирование темы урокаУчитель: Ребята, на прошлых уроках мы с вами ознакомились с понятиями «симметрия» и «симметричные фигуры». Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Но сначала давайте вспомним, что же такое симметрия? На предыдущем уроке ученики знакомились с данным определением в «Толковом словаре» С.И.Ожегова.Ученики: Одинаковость в расположении частей предмета по противоположным сторонам относительно точки, прямой или плоскости.Учитель: Назовите симметричные предметы, которые есть у нас в классе. (Ответы учеников.) Сегодня мы с вами будем учиться находить ось симметрии, строить симметричные фигуры.4. Изучение нового материала (слайд № 4)Учитель: Перед тем как прийти на наш урок, Карандашик и Линеечка поспорили. Среди симметричных предметов в нашем классе вы назвали вазу. Нашим друзьям было предложено сложить фигуру, похожую на вазу, так, чтобы получились две одинаковые половинки, и по линии сгиба прочертить прямую. Давайте посмотрим, как они справились с заданием. По щелчку мыши на слайде появляются линии, которые начертили Карандашик и Линеечка.Учитель: Кто же из них оказался прав? Аргументируйте свой ответ.Ученики: Права Линеечка, так как при сгибании у нее получились две абсолютно равные половинки. Учитель: Совершенно верно. Говорят, что фигура F симметрична относительно прямой d, а прямая d является осью симметрии данной фигуры. По щелчку мыши Карандашик исчезает.Слайд № 5.Учитель: Давайте потренируемся находить оси симметрии в различных фигурах. Для этого поможем Карандашику выполнить задание №1 на странице 46 нашего учебника. Что нужно сделать в этом задании?Ученики: В задании необходимо найти буквы, которые имеют оси симметрии.Учитель: Попробуйте сделать это самостоятельно. С помощью карандаша и линейки прочертите оси симметрии в буквах Т, О, Ю, Я, Г, В, А, М, И. Обучающиеся выполняют задание самостоятельно.Учитель: Назовите буквы, в которых ось симметрии отсутствует? В каких буквах вам удалось найти ось симметрии? (Ответы учеников.) Посмотрите, пожалуйста, на слайд №5. Карандашик должен распределить эти буквы на три группы. Кто из вас догадался, какие это группы? (Ответы учеников. При щелчке мыши с изображением Карандашика появляются названия групп.) Распределите буквы по группам. (Объекты перемещаются с помощью мыши. Для этого достаточно, щелкнув по нужной букве, перетащить ее в соответствующее поле. Проверка осуществляется по слайду № 6.)У вас на партах есть наборы фигур. Вам нужно с помощью перегибания найти оси симметрии. Эти же фигуры изображены и в учебнике. С помощью карандаша и линейки начертите их оси симметрии. (Задание №2, с. 46. Практическая работа в парах. Взаимопроверка.)Слайд № 7. Учитель: А у Карандашика опять возникло затруднение. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что нужно сделать?Ученики: Нужно распределить фигуры по группам.Учитель: Какое новое слово появилось на слайде?Учитель: Асимметричные (фигуры).Учитель: Как вы думаете, что оно означает?Ученики: Асимметричные фигуры – фигуры, не имеющие оси симметрии.Учитель: Распределите фигуры по группам. (Объекты перемещаются с помощью мыши. Для этого достаточно, щелкнув по нужной фигуре, перетащить ее в соответствующее поле.)5. Физминутка (по выбору учителя)6. Продолжение работы над темой урока (слайд № 8)Учитель: Откройте учебник на странице 47. Линеечка и Карандашик приготовили для вас очередное задание. (Задание №3, с. 47.) Что нам необходимо сделать?Ученики: Нужно дорисовать симметричные фигуры.Учитель: На клетчатой бумаге выполнить это задание довольно легко. Как мы будем действовать? Выслушиваются ответы учеников. Задания под буквами а, б, в выполняются коллективно. Проверка по слайду – по щелчку мыши появляется последовательность действий, которые необходимо выполнить учащимся. Задания под буквами г, д, е обучающиеся выполняют самостоятельно. Проводится взаимопроверка.Учитель: Ребята, давайте вспомним, как мы будем действовать, если нужно выполнить построение симметричной фигуры не на бумаге в клеточку, а на обычном белом листе? (Этот материал изучался в теме «Преобразование фигур».)Ученики: В этом случае от каждой вершины фигуры мы будем строить прямые линии, перпендикулярные оси симметрии. И на них будем откладывать отрезки, равные расстоянию от вершин фигуры до пересечения перпендикуляров с осью симметрии. Полученные таким образом точки соединим.7. Работа над ранее пройденным материаломФронтальная работа по учебнику. Задание №7, с. 47.Учитель: Прочитайте задание. Что будем делать? Учащимся предлагается составить уравнения:а) На сколько надо увеличить число 7219, чтобы получить 15820?б) Какое число надо уменьшить на 509, чтобы получить 24796?в) На сколько надо уменьшить 32900, чтобы получить 6041?Ученики коллективно обсуждают варианты составленных уравнений, записывают на доске и в тетрадях, вспоминают зависимость между компонентами сложения и вычитания, решают уравнения с комментированием.Слайд № 9. (Решение задачи № 8,  с. 47.) Учитель: Ребята, вы, наверное, помните, что Линеечка и Карандашик очень любят чертить схемы к задачам. Но они плохо справляются с решением задач, поэтому им необходима помощь. Внимательно прочитайте условие задачи №8. «У мамы было 300 рублей. Она купила 2 кг конфет по цене 78 рублей, 3 кг печенья по цене 32 рубля, а на остальные деньги – три одинаковые булочки. Сколько стоит булочка?»Что известно в задаче? Что нужно узнать? (Выслушиваются ответы учеников. Запись схемы задачи сначала производится в тетрадях, затем проверяется по слайду № 9.)Ребята, что значит выражение «одинаковые булочки»?Ученики: Это значит, что у них одинаковая цена. На этом этапе необходимо вспомнить зависимость между величинами: цена, количество, стоимость.Учитель: Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Составьте план решения задачи. (Фронтальная работа с классом.) Самостоятельно запишите решение в тетрадь. (Проверка решения по слайду с помощью кнопки «Проверка».)8. Самостоятельная работаЗадание № 5, с. 47. Деление круглых чисел.9. Подведение итогов урокаУчитель: Ребята, сегодня вы поработали очень продуктивно. Думаю, что наши друзья остались довольны. Давайте вспомним, какой теме был посвящен наш сегодняшний урок? Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Почему? Что было самым трудным? Почему? Выслушиваются ответы учеников. Самооценка по бланку №1. 10.  Верно – неверно?1. Верно ли, что все геометрические фигуры симметричны? ________2. Верно ли, что круг – это симметричная фигура? ________________3. Верно ли, что существуют фигуры, в которых нельзя провести ось симметрии? _____________________4. Верно ли, что существуют фигуры, в которых можно провести несколько осей симметрии? ______________ Бланк № 1СамооценкаФамилия, имя _____________________1. Я знаю, что такое ось симметрии. Да, нет2. Я умею строить ось симметрии в геометрических фигурах. Да, нет3. Я умею находить симметричные фигуры. Да, нет4. Тема урока мне интересна.5. Тема урока мне понятна.11.  Выставление отметок12.  Домашнее задание: с. 48, №10.Источники1. Аствацатуров Г.О. Как создать разработку с перетаскиванием объектов. 2. Аствацатуров Г.О. Перетаскивание объектов в программе PowerPoint.3. Максимова Т.В., Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Л.Г.Петерсон: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008. 4. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2009.5. Розенфельд А.Б. PowerPoint и интерактивная доска. Перемещение объектов.Прим. ред. Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1088.​Светлана ШЕЙКИНА, учитель начальных классов средней школы села Васильевка имени Героя Советского Союза А.Е.Никонова Самарской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте