Любой педагог в своей работе сталкивался с ситуацией, когда школьник, знающий предмет, оказывался не на высоте, потому что он нервничал в ситуации испытаний. Сами школьники обычно описывают это такими словами: «мысли в голове путаются», «вдруг забыл все, что помнил», «язык еле ворочается во рту». Это значительная проблема, ведь учащемуся необходимо продемонстрировать максимум из того, что он потенциально может.
Когда в начале 2014 года создавалась психологическая служба ЦПМ, перед нами была поставлена задача – использовать психологические знания и инструменты, чтобы повысить эффективность выступления сборной команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников. Первым, за что мы взялись, была проблема чрезмерного волнения в стрессовой ситуации.Известно, что продуктивность когнитивных процессов снижается в ситуациях, вызывающих сильные эмоциональные реакции. Больше всего страдают мышление и память – те функции, которые и отвечают за эффективность выступления на интеллектуальных соревнованиях. Понятно, что одни дети лучше справляются со своими эмоциями, а другие – хуже. Но сам факт их влияния на успешность участия ребят на Всероссийской олимпиаде школьников не может и не должен игнорироваться.Для решения этой проблемы сотрудниками психологической службы ЦПМ была составлена программа по обучению участников ВсОШ навыкам саморегуляции. Эта программа была внедрена в систему подготовки московских команд по различным предметам в виде соответствующего тренинга. Он проводится уже более трех лет и состоит из двух частей: обучение диагностике своего психофизиологического состояния и его коррекции при необходимости.Первая часть направлена на формирование у учащихся навыков оценки своего эмоционального состояния. Некоторые школьники, которые испытывают высокую тревогу в стрессовой ситуации, не осознают ее и не воспринимают как мешающую когнитивной деятельности. «С тобой все в порядке?» – «Да, я в норме». Если человек не понимает, что с его психофизиологическим состоянием что-то не так, то он и не будет пытаться его изменить. Следовательно, мешающий высокой продуктивности фактор будет проигнорирован.Для диагностики используются два простых, но эффективных приема. Первый – это диагностика частоты дыхания. Для замера частоты нужно посчитать количество дыхательных движений за минуту, например, положив руку себе на грудь.Второй прием – это замер частоты сердечных сокращений (ЧСС).Если это показатели значительно выше указанных норм, то можно сделать вывод о чрезмерном волнении, которое необходимо скорректировать. Для этого есть специальные техники: дыхательные, релаксационные и диссоциативные.Недостаточно просто сказать школьнику: «Расслабься». Более того, некоторые из них после этой фразы напрягутся еще больше. Техника «прогрессивная мышечная релаксация» основана на простом физиологическом факте: после периода сильного напряжения любая мышца автоматически глубоко расслабляется.Диссоциативные техники основаны на восприятии реальности, при котором человек видит окружающий мир со стороны, от третьего лица. Эта техника формирует способность снизить остроту переживаний в стрессовой ситуации за счет пространственного дистанцирования от нее. Лучше всего натренировать эту способность до участия во Всероссийской олимпиаде школьников, чтобы участник мог быстро в своем воображении ее использовать.В процессе подготовки команды Москвы и непосредственно на заключительном этапе ВсОШ психологи ЦПМ работают с ребятами при помощи приемов и методов с разнообразным спектром запросов. Оценить вклад психологов в победу того или иного школьника всегда очень сложно, равно как и оценить вклад того или иного педагога, родителей или самостоятельной подготовки. Но положительная обратная связь, которую получает наша служба от тренеров и самих ребят, позволяет сделать вывод о значимости и позитивной роли такой работы. Так что спокойствие, только спокойствие…Никита ВЛАСОВ, педагог-психолог Центра педагогического мастерства;Марианна ВОЙЦИК, руководитель психологической службы Центра педагогического мастерства
Комментарии