Дмитрий Рытов. «Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем», Ярославль-Москва, 2010. Это небольшая книжка – всего 143 страницы. Здесь вы не найдете сложных педагогических теорий и терминов. И все-таки это учебник творчества, причем с множеством иллюстраций. Стоит прочитать его любому человеку – воспитателю детского сада, школьному учителю, педагогу дополнительного образования, родителю, ребенку, – и захочется немедленно смастерить самодельный музыкальный инструмент и что-то такое любимое на нем сыграть.
Такое естественное желание! В детстве оно настигает нас повсюду – мы стучим по батареям карандашом и зубной щеткой по стакану, барабаним по столу, пытаемся извлечь свист из стручка акации. Не дергайте ребенка за руку. Лучше организуйте его бурную деятельность – научите не просто шуметь, а извлекать музыкальные звуки. Расскажите ему, как возникли музыкальные инструменты и почему, как классифицируются, какие из них русские народные, какие звучат в оркестре, чем могут похвастаться другие народы мира… Обо всем этом вы найдете подробную информацию в книге Дмитрия Рытова. Кстати, вы еще не знаете, кто это? Наверняка знаете. Ведь Дмитрий Анатольевич не только победитель конкурса «Учитель года России-1997», но и питерский педагог, известный всей России своей изобретательностью – из любого «сора» он может изготовить комплект самых настоящих музыкальных инструментов, научить играть на них ребят, составить целый оркестр!
Не решаетесь повторить этот подвиг? Вам повезло – в своей книге Дмитрий Рытов дает весьма подробные инструкции, из чего, с помощью каких инструментов, в какой последовательности рождаются язычковые, струнные, пластинчатые, свистковые, шумовые и другие шедевры для творчества. Убедитесь, насколько просты и ясны инструкции.
Трещотка «Ворчливая расческа»
1. Выбор материала
Взять пластиковую упаковку из-под сметаны (300 мл).
Вымыть и высушить упаковку.
Выбрать расческу из жесткой пластмассы.
2. Разметка
Наметить в верхней части линию, проходящую через центр. (Фломастер, линейка.)
3. Выполнение операции
Выжигательным аппаратом прожечь по разметке сквозную бороздку чуть меньше ширины основания расчески. (Аппарат для выжигания по дереву.)
4. Сборка инструмента
Вставить в бороздку расческу. При необходимости и для жесткости крепления зафиксировать расческу с помощью клея. (Клей.)
5. Оформление инструмента
Оформление инструмента (при необходимости). (Ножницы.)
Основной прием игры: исполнитель, удерживая одной рукой инструмент на весу, ногтем указательного пальца другой руки ритмично проводит по боковой части расчески.
Перечисленные здесь технологические операции – это и есть основные этапы работы над любым изделием. Можно, конечно, со временем перейти и к более сложной «продукции», созданию которой предшествуют чертеж, изучение строения скрипки или гобоя… Но не это главное, не так важно, сложный или простой инструмент мастерит ребенок. Главное – эффект, который получает растущий человечек, создавая самодельное устройство для игры. Это и развитие музыкально-ритмического чувства, слухового и зрительного восприятия, музыкальной памяти, координации, тонкой моторики. Формируются личностные качества и познавательная сфера, тренируется фантазия. Очень важно и то, что ребенок становится творцом, который умеет объективно оценивать собственный труд!
Однако и этим ценность книги не исчерпывается. Последняя глава называется «Играем на музыкальных инструментах играя». Она о том, как с мастером по изготовлению погремушек и бутылочных флейт «происходит чудесное превращение в музыканта». Вы только представьте, как это здорово – сделав своими руками бутылкофон, горшкофон, ударную установку из консервных банок, погремушку-ключницу, погремушку-металлофон, сыграть на этих инструментах красивую мелодию вместе с товарищами! «Играть в ансамбле на изготовленных инструментах очень просто, – уверяет Дмитрий Рытов, – так как музицирование на них не требует особых навыков и умений. Главное – грамотно подобрать состав инструментов и играть на них слаженно, прислушиваясь и поддерживая других музыкантов».
Попробуем?
Комментарии