Сегодня в российских школах согласно исследованиям экспертов работает 85 процентов женщин и только 15 процентов мужчин. Детям, и особенно мальчикам, воспитывающимся в неполных семьях, очень не хватает мужского воспитания, и нехватка мужчин в школе по-прежнему остается одной из важнейших проблем нашего времени. Все давно привыкли к тому, что, к примеру, учителя начальных классов или музыки почти всегда представительницы слабого пола. К счастью, в брянских образовательных учреждениях все же встречаются и исключения из этого правила.
В школе №2 города Брянска работает замечательный учитель музыки Максим Шингарев. Он преподает музыку в 1‑9‑х классах. Работа с детьми оказалась его личным выбором. Музыкой Максим Владимирович занимался с 6 лет, старательно посещал занятия по классу фортепьяно в музыкальной студии в родных Клинцах, где еще брал дополнительные уроки игры на аккордеоне. С детства любил петь. Сегодня он прекрасно исполняет городской романс, шансон, рок и т. д.
После школы Максим поступил в Клинцовское педагогическое училище, где играл в оркестре, дополнительно освоил бас-гитару, пел в хоре. Выучившись на учителя музыки и получив диплом, молодой педагог поехал работать в село Бутовск Клинцовского района. Вспоминает, как вел там не только музыку, но и граждановедение, историю и мировую художественную культуру. А так как пианино в сельской школе не было отродясь, ему очень пригодилось умение играть на аккордеоне. В Бутовске молодой учитель принимал участие во всех мероприятиях, организовывал школьные вечера и концерты. Одно в ту пору тревожило его: в сезон посевных и сбора урожая дети на занятиях отсутствовали – в те времена ребята с малых лет были приучены работать на полях.
Поначалу учитель пытался вернуть учеников за парты, но это оказалось пустой затеей, так как на селе день год кормит. Позже пришлось совмещать работу педагога и художественного руководителя детского клуба «Ровесник» в городе Клинцы. Через год его пригласили на работу учителем музыки в родном городе, в школу №8. Там он проработал четыре года, а потом переехал к будущей жене в Брянск. Работу в областном центре было несложно найти. Сначала устроился в школу №41, но так как до нее было долго добираться, перешел во 2‑ю, где успешно работает вот уже более семи лет, и ни разу не пожалел о том, что связал свою жизнь с музыкой, детьми и школой.
Второе, уже режиссерское, образование Максим Владимирович получил в Брянском областном колледже искусств. И сегодня параллельно с основной работой он режиссер народного молодежного театра «Сердца беспокойные» городского Дома культуры Советского района. Возглавляемый им коллектив в этом году стал лауреатом областного фестиваля-конкурса театрального искусства малых форм «Открытый занавес» в возрастной категории «Молодежный театр», лауреатом в номинации «Лучшая постановка, посвященная 75‑летию освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков».
И это не первая и не последняя победы театра. Причем, чтобы научить студентов прекрасно играть на сцене, которые никогда и нигде не участвовали, педагогу приходилось и приходится много и кропотливо работать с каждым из них. Молодые актеры ни с одного городского мероприятия не уходят без наград. Среди учеников, как рассказал Максим Владимирович, много людей талантливых, некоторые из них даже в музыкальных школах не занимались, но «Боженька их в маковку поцеловал». У таких ребят Максим Шингарев старается развить заложенные природой способности.
Все получается у педагога, но все же главное свое предназначение Максим Владимирович видит прежде всего в преподавании. Когда он говорит о музыке и своих учениках, его лицо озаряет улыбка и в глазах загораются яркие лучики света.
– Считаю, что ребенка нужно в чем-то обязательно раскрыть. Не получится сделать это на уроках математики – поможем ему реализоваться на пении или рисовании, – говорит педагог.
На уроках учителю музыки хочется больше заниматься практическими заданиями, но без теоретических моментов никак не обойтись. Максим Шингарев пытается научить ребят теоретическим азам, разбираться в классических произведениях, чтобы они могли отличить одного композитора от другого по «почерку». К сожалению, сегодня уроки музыки проходят в каждом классе обычной школы по одному часу в неделю. Но педагог успевает привить любовь к музыке и научить учеников петь и за это короткое время.
Готовя ребят к различным конкурсам, он отдает предпочтение песням советских композиторов. Дети, как заметил Максим Владимирович, любят брать пример с взрослых, в частности с родителей, и часто исполняют то, что слушают и поют в их семьях. Но педагог убежден: если на песню наложить современную обработку, которых сейчас в Интернете предостаточно, то можно привить любовь к любой песенке, музыке и тексту. Что касается современных композиций, то, по мнению учителя, современные авторы пишут неплохо, дети всегда могут подхватить их творения. А вот что было вчера, о доброй советской детской классике, кроме учителя им вряд ли кто расскажет…
Максим Шингарев вспоминает своих недавних учеников, ныне выпускников школы. Так, Кирилл Толкачев, с 7‑го класса играл на гитаре, любил петь. Педагог много работал с ним, сделал все возможное, чтобы раскрыть его способности. В итоге Кирилл становился неоднократным победителем района и призером конкурсов в жанре городского романса. Учитель и ученик играли на две гитары и пели на два голоса. Выступали в киноконцертном зале «Дружба», на концертах в школе и на выпускном. Неоднократно на тех же площадках и в городском Доме культуры проходили совместные выступления учителя и его ученицы Юлии Байдаковой. И сейчас Максим Шингарев постоянно находит среди школьников и растит новых звездочек. Потому что такой он учитель и такой человек.
Случается, что родители учеников, небезучастные к их судьбе, часто спрашивают у Максима Владимировича, есть ли у их ребенка какие-нибудь певческие задатки? Он отвечает, что, конечно же, есть, и дает при этом цикл упражнений для занятий дома. Выполняя их даже по 15‑20 минут в день, через время мамы и папы могут почувствовать, что голос у их ребенка становится все лучше и лучше.
– Раньше я не верил в то, что каждый ребенок может запеть, но, побывав на мастер-классе композитора Георгия Струве, полностью поверил в это, – рассказывает педагог. – Маэстро поделился методиками, программами и разными секретами своей профессии, рассказал, каким образом систематические занятия приводят к улучшению вокальных данных и возможностей. Но чтобы поставить голос, нужно полностью переформулировать себя. В результате постоянных упражнений можно выпрямить слух.
Комментарии