Чувствовать себя гражданином Вселенной совсем не означает потери национального чувства и национального гражданства.
Николай Бердяев
В Краснодарском крае установилось настоящее жаркое лето. Солнце перегрело атмосферу так, что столбики термометров даже ночью не опускаются ниже тридцати пяти градусов. Все потянулись к рекам, озерам, к берегу Черного моря.
Меня неожиданно пригласили на открытие финального тура Всероссийской акции «Я – гражданин России», который проходил в федеральном центре «Смена» в Анапе. Черное море, песчаный пляж, белые паруса до горизонта… Всего этого я так и не увидел, но мне посчастливилось пообщаться со школьниками – финалистами прекрасного педагогического проекта. Сто пар горящих глаз участвовали в подготовленной мной игре.
Организатором акции является Министерство просвещения Российской Федерации. Любопытна история создания сего проекта. Мы знаем, что в начале нулевых годов акция была инициирована «Учительской газетой» и Самарским центром гражданского образования. Министерство образования и науки РФ, которое тогда возглавлял Владимир Михайлович Филиппов, взяло на вооружение эту перспективную идею, выдвинутую журналистами профессионального педагогического издания, и долгое время, уже и с другими министрами, акция «Я – гражданин России», став государственной программой, продолжала проводиться вместе с «Учительской газетой» и Самарским центром гражданского образования. Кстати, несколько лет – именно в «Смене».
Этот год ознаменовался участием более двухсот пятидесяти тысяч школьников из шестидесяти девяти регионов России. Эксперты отобрали сорок девять уникальных проектов. В результате в финальной части акции оказались сто мальчишек и девчонок из двадцати девяти регионов России. На открытии организаторы устроили перекличку. Как приятно было слышать названия регионов и ассоциировать их со своими друзьями!
Начальник отдела региональных коммуникаций федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» Анна Богодухова пожелала ребятам вдохновения и успеха. Федеральные эксперты поделились своими идеями о новых социальных проектах, ведь во время финального тура участникам предстоит работать в командах и создавать проекты, направленные на решение современных проблем социального развития. Они будут планировать работу, оценивать риски реализации проекта, рассчитывать его бюджет и разрабатывать рекламную кампанию по продвижению.
Для ребят будут организованы стратегические и проектные сессии, на которых эксперты проанализируют работы участников и дадут практические советы по их реализации.
Завершающим этапом работы команд станет итоговая защита, на которой финалисты представят разработанные в течение смены проекты. По итогам защиты будут определены победители и призеры Всероссийской акции «Я – гражданин России» 2023 года.
Моя встреча с ребятами была началом всего этого процесса. Предстояло ознакомить школьников с прорывными российскими технологиями и изобретениями последнего времени, а также акцентировать внимание на тех, кто уже увековечил свое имя и внес значительный вклад в мировую технологическую революцию, ознаменовав свою жизнь великим изобретением.
Порой досадно и печально фиксировать то, что мы не знаем тех, кто изобрел парашют, лазер, электробус, электродвигатель, цветную фотографию, лампу накаливания, электросварку, радио, телевидение, кто запустил первый искусственный спутник и первым в мире смог посадить спускаемый аппарат на Луну и Венеру…
А все это сделали россияне: Глеб Котельников изобрел парашют, Борис Якоби – электродвигатель, Сергей Прокудин – цветную фотографию, Николай Бенардос – электросварку, Павел Яблочков – лампу накаливания, Борис Розинг и Владимир Зворыкин – телевидение, Сергей Королев вписал свое имя золотыми буквами в космическую летопись ХХ века.
Школьники в ходе деловой игры должны были ознакомиться с прорывными разработками и исследованиями российских ученых и за короткое время создать рекламу в формате агитбригады. Процесс создания рекламы – это сплав хорошей алгебры с хорошей гармонией, симбиоз филигранной техники и озарений. Это две стороны единого целого.
Интересно было наблюдать за рождением идей, креативным подходом и творческими порывами. В итоге десять команд представили нам рекламные зарисовки. Особенно ярко ребятам удалось проиллюстрировать препараты на основе наноуглеродных материалов, полученных из борщевика, которые поглощают вредные радиоактивные элементы в воде, компактный ускоритель частиц, пористую стеклокерамику и материал для гибких дисплеев.
Приятно было видеть, что за время нашего общения школьники научились отличать научное знание от фейков, ознакомились с новинками в мире технологий и изобретений, узнали имена прославленных российских ученых и изобретателей.
Впереди у них ответственный этап, пожелаем им удачи!
Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии школы №19 поселка Степной, заслуженный учитель Кубани, Ейский район, Краснодарский край, фото автора
Комментарии