Глубокоуважаемые коллеги! Разрешите представить присланные работы на конкурс «Сто друзей». Среди них следует особо отметить те, которые заслуживают внимания в полном объеме. Они подготовлены к печати, соответствуют Государственному образовательному стандарту и предъявляемым требованиям к написанию учебных, методических текстов педагогической направленности с учетом специфики терминологии.
Дмитрий Жарков, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Поспеловской средней школы Республики Татарстан, представил материал в номинации «Технология и методика преподавания», назвав его «Экологический туризм. Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса». Курс рассчитан на 10 часов. Учебно-тематический план предусматривает теоретико-практические занятия, выходящие за рамки учебных программ и направленные на развитие экологической культуры человека.
Анатолий Борисенко, кандидат технических наук, преподаватель-организатор ОБЖ средней школы села Идолга Саратовской области, по всем трем номинациям заслуживает высочайшей положительной оценки.
Номинация «Материалы к уроку»: план-конспект и конспект по теме урока «Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийных химически опасных веществ (АХОВ)», конспект занятий по тактической подготовке с участниками сборов 10-х классов средних общеобразовательных школ.
Номинация «Технологии и методики преподавания»: из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ «Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе».
Номинация «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе»: план воспитательной работы классного руководителя 10-го класса на 2007-2008 учебный год.
Работы вышеупомянутых авторов выполнены на высоком профессиональном уровне и могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности учителей и педагогов, а также в качестве образца для подготовки и написания материалов на конкурс «Сто друзей». Ценность заключается и в новизне, базирующейся на временем проверенной теории и методике практической педагогики, привязанной к условиям современного мировосприятия с перспективой на развитие в будущем.
Вызывают интерес конкурсные материалы и других авторов. Некоторые из них актуальны по теме, другие привлекают отдельными штрихами по сути содержания, третьи хороши по оформлению, четвертые – по информационной глубине узкопрофессиональных знаний в качестве дополнения к основной учебной дисциплине.
Станислав Корольков, преподаватель-организатор ОБЖ средней школы №22 города Томска, поделился своим опытом в материалах «Создание условий для сохранения здоровья обучающихся на уроках» и «Организация внеклассной работы по предмету».
Габдыльманик Хайруллин, учитель ОБЖ Кильмезской средней школы Удмуртской Республики, используя учебники по ОБЖ автора А.Т.Смирнова, разработал в номинации «Сценарии уроков» урок для 6-го класса «Опасность молнии при автономном существовании»; в номинации «Организация внеклассной работы по предмету» – урок-игру для 5-х классов «Знай и соблюдай правила дорожного движения» и урок-игру для 6-х классов «Конкурс робинзонов».
Людмила Борисова, преподаватель-организатор ОБЖ средней школы №12 города Томска, работая по программе и учебникам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» авторов В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Б.И.Мишин, заострила свое внимание на номинации «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе» и подробно разработала темы: «Внеклассное мероприятие. Сценарий игры «Путешествие на поезде «ЗДОРОВЬЕ» (для учащихся 5-6-х классов)», «Программа спецкурса «Здоровье и его самоконтроль», 9-й класс» (выполнен умелый подбор слайдов, поясняющих текст), «Викторина по теме «Здоровый образ жизни» для учащихся 8-11-х классов».
Татьяна Иванова, преподаватель Сургутского профессионального колледжа Ханты-Мансийского автономного округа, прислала разработку внеклассного мероприятия по теме «Пагубное влияние опасных привычек при создании семьи» в номинации «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе».
Комплексный анализ работ выводит на практические рекомендации, которые желательно учитывать при подготовке новых материалов для следующего конкурса. Очень важно, чтобы содержание ваших разработок было целостным и законченным, не вызывающим вопросов.
Были выявлены некоторые недочеты. Среди них можно назвать следующие: иногда нарушается логическая цепочка изложения мысли; заявленные темы не согласуются с содержанием материала; в некоторых работах количество часов (уроков, занятий), заявленных в программе, не совпадает с реально прописанными к реализации; встречаются противоречивые высказывания по той либо иной проблеме. Хочется предупредить особо смелых, что не следует брать на себя ответственность, не совпадающую с должностными обязанностями, ибо это пренебрежение может привести к несчастному случаю и даже гибели людей. Что касается огульного обвинения родителей и медицины, что, мол, они не прививают детям представления о здоровом образе жизни, то по меньшей мере это нетактично…
Еще одно серьезное замечание. Репродуктивное списывание книжного материала или информации, скачанной из Интернета, без творческой переработки в первую очередь должно быть скучным делом для вас, дорогие коллеги.
Встречаются и явно случайные ошибки. Например, в некоторых материалах не указан возраст учащихся, для которых создан урок. Желательно, оформляя титульный лист работы, написать свое имя и отчество полностью.
В заключение хочется выразить благодарность участникам конкурса «Сто друзей». Желаю всем-всем радости в учении и обучении!
Григорий ПОГАДАЕВ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член номинационного жюри конкурса «Учитель года России», член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, преподаватель физической культуры средней школы №5 города Одинцово Московской области
Комментарии