После перехода ЕГЭ в штатный режим в нашей стране становится все более актуальным вопрос о присоединении вузов России к Болонскому процессу. У российских выпускников появится возможность использовать аттестаты зрелости с итогами ЕГЭ для зачисления в европейские университеты без дополнительных экзаменов (или с экзаменом по языку преподавания). Это, безусловно, положительный момент. Минусы, причем явные, увидели европейские студенты. Общий смысл Болонского процесса изначально сводился к стандартизации программ обучения европейских стран из-за очевидных, казалось бы, проблем: разнообразие систем высшего образования, несопоставимость в методиках преподавания, обучения и различие квалификаций будущих выпускников.
Все эти факторы, по мнению высокопоставленных чиновников Европейского союза, тормозят мобильность кадров. Чтобы преодолеть эти трудности, были выработаны задачи, которые необходимо согласно Декларации выполнить к 2010 году. Эти задачи включали следующие пункты: перевести вузы на двухуровневую систему образования; вместо оценок ввести переводные зачетные единицы, обеспечить качественно новый уровень образования; дать студентам возможность учиться в вузах других стран, для того чтобы совершенствовать знания иностранных языков и знакомиться с культурой страны, которую выберет студент. На первый взгляд для студента здесь одни плюсы. Однако сейчас огромное число учащихся европейских университетов проводят время не на занятиях, а на митингах против «болонизации» образования. В чем же дело?
Во время моего пребывания в мадридском университете «Комплутенсе» мне довелось самой увидеть многие студенческие акты протеста, манифестации и даже символическую «могилу» бесплатного образования в Испании.
В первый же день проведения студенческих манифестаций меня поразил вид холла на факультете журналистики. На полу студенты разложили спальные мешки, поставили большую палатку, вокруг которой были разбросаны тарелки с едой, грязные салфетки и всякий мусор. Неподалеку стояла доска с последними новостями о ходе переговоров ректоров испанских вузов по вопросу внедрения Болонской системы. Рядом висели огромные яркие плакаты с лозунгами протеста. Однако больше всего меня удивило следующее: все в том же холле стоял огромный картонный черный крест с табличкой «Могила бесплатному образованию», чуть поодаль от него на полу мелом была начерчена фигура человека так, как обычно на месте преступления полицейские обводят контуры тел убитых.
«Может быть, такие зрелищные забастовки устраивают только творческие студенты на факультете журналистики?» – подумала я и отправилась в здания других факультетов.
Корпус кафедры филологических наук встретил меня десятиметровыми плакатами, которые, свисая с последнего этажа, доставали до первого. На них красовалась надпись «НЕТ БОЛОНЬИ». На факультете философии студенты расклеили плакаты, гласившие: «Спиноза устроил бы забастовку!»
Но, на мой взгляд, всех превзошли студенты-медики. Холл в бежевых тонах украшали цветы, вдоль стен были расставлены уютные скамеечки. И только один плакат приковывал к себе внимание. На нем были изображены врач со скальпелем в руке и пациент, смиренно спрашивавший: «Доктор, какой диагноз?». «Нерентабельно!» – отвечал врач.
Возможно, нерентабельность бесплатного образования для государства и связанный с этим риск потери бесплатного образования и являются главной причиной недовольства со стороны студентов. Из разговора с испанцами я поняла, что для них Болонская декларация означает коммерциализацию обучения, вследствие чего резко сократится процент студентов, которые смогут позволить себе учиться, в том числе и на платной основе.
Кроме того, как мне объяснила студентка факультета журналистики Виржиния, для тех, кто все же получит образование, будут открыты рынки труда в других странах. То есть дипломированные специалисты, к примеру, из Франции или Германии приедут в Испанию и займут высокие должности, предназначенные для испанцев. В силу того, что число студентов – будущих специалистов в Испании может сократиться, такие места станут вакантными для иностранцев. А чем меньше студентов – тем меньше и преподавателей.
Таким образом, данный процесс может затронуть не только интересы студентов, но и преподавателей тоже. Вот почему наряду со студенческими акциями протеста в Испании регулярно проходят забастовки преподавателей.
Тем не менее власти Испании настаивают на окончательном внедрении Болонской системы в сферу образования, студенты с преподавателями продолжают протестовать.
В России Болонский процесс еще только набирает обороты, но уже сейчас необходимо уделить больше внимания вопросу внедрения нововведений, основываясь на опыте других стран, изучить все возможные плюсы и минусы, лучше информировать о них студентов и преподавателей.
NB!
Планируется, что в 2010 году Россия окончательно присоединится к Болонскому процессу.
Екатерина Поликовская, студентка Московского государственного лингвистического университета
Комментарии