Если нам необходимо во что бы то ни стало решить поставленную задачу и добиться цели, то как-то довольно странно для этого выбирать заведомо неверный способ движения. С другой стороны, имеет смысл задать вопрос: а мы действительно хотим получить результат или нам важно просто обозначить какую-то активность?
Все мы хорошо понимаем, что развитие – это действие, прямо противоположное уничтожению. Так почему же мы с таким упорством и последовательностью уничтожаем все созданное поколениями наших родителей, педагогов, ученых, причем речь идет о совершенно очевидных достижениях?
Вспомним, например, советское образование – гордость страны. Скандинавские страны, известные своей продвинутой социальной политикой, взяли эту модель за основу, а мы бесконечно все реформируем, причем реформы эти явно не идут на пользу. Недавно на канале «Культура» экс-министр культуры Михаил Швыдкой провел дискуссию в обсуждение очередного «умного» предложения одного из депутатов Мосгордумы о реформировании уроков физкультуры в школе. В рамках общей сетки часов предложено заниматься ранней специализацией детей по конкретным видам спорта, то есть вместо общего физического развития заниматься тренировками детей по плаванию, легкой атлетике, большому теннису и даже гольфу.
У автора идеи – молодой дамы, бывшей директрисы московской школы (и, как я понял, учительницы физкультуры), нет никакого представления о том, что для реализации ее предложения не только нужны квалифицированные тренерские кадры, но и соответствующие условия. Москва – это еще не вся Россия, где в школах зачастую даже теплых туалетов нет, не говоря уже о бассейнах, кортах и крытых манежах. Вот вам типовой пример того, как молодой карьерист, имеющий весьма странные представления о возможностях российского образования, ориентированный только на агрессивную генерацию и публичную демонстрацию пустых идей, пытается обратить на себя внимание и двигаться дальше по лестнице личного успеха.
Программа физической культуры советской школы позволяла не только дать представление учащимся об основных видах спорта (играх, легкой атлетике, гимнастике, лыжах, а позднее и классической борьбе для юношей), но и обеспечивала необходимую для развития физическую нагрузку, удовлетворяла детскую потребность в двигательной активности, коллективных действиях, способствовала выявлению способностей к отдельным видам спорта, которые можно было развить в специальных спортшколах. Там, где была возможность, проводились уроки в бассейнах. Браво советской школе! Говорю об этом, как учитель физкультуры, много лет проработавший в школе-интернате, водивший детей в походы и сохранивший на всю жизнь добрые отношения со своими воспитанниками. Кстати, один из них стал успешным владельцем фитнес-центра в Москве.
Другой участник дискуссии – очень продвинутый педагог, учитель математики, – сказал, что, по его мнению, было бы правильнее в школе в рамках предмета «Физическая культура» водить детей в походы и организовывать занятия на свежем воздухе. Приветствую такое предложение и перехожу к основной теме статьи.
Сейчас в Карелии, одном из самых популярных туристских регионов России, закрывают Центр детско-юношеского туризма, который является, по мнению многих, лучшим профильным учреждением дополнительного образования в своем классе. Подобный финал – закономерный результат движения «спиной вперед по кругу», определенного нашим правительством и его профильным ведомством. В стране раньше не только в каждом областном центре, но и в крупных городах и даже множестве районов были специализированные центры ДЮТ, многие из которых имели и свои базы для приема школьников, и свой транспорт, не говоря уже о квалифицированных кадрах. Сейчас в результате оптимизации сохранилась только треть таких организаций.
Сергей Минделевич, член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве России, общепризнанный лидер туристского сообщества, мастер спорта, заслуженный путешественник России, информирует о том, что в общей оценке деятельности (рейтинга) регионов России выявлена следующая закономерность: в 9 из 10 лучших регионов России центры детско-юношеского туризма сохранены, а в 9 из 10 худших российских регионов они отсутствуют. Именно Сергей Владимирович отстаивает сейчас сохранение Центра детско-юношеского туризма в Карелии.
В случае принятия решения об оптимизации этого учреждения заниматься массовым туризмом с детьми из районов станет попросту некому. Ранее в центре работали 12 специалистов, а в новой структуре предусмотрена лишь одна ставка методиста и одна ставка педагога-организатора. Плюс еще одна ставка передается из Минспорта. По госзаданию здесь должно остаться 200 детей, в то время как в 2018 году помимо постоянно занимающихся 200 детей Центр детско-юношеского туризма привлек к массовому туризму 10029 детей из районов республики, значительно превысив план в 8,5 тысячи. И это называется «оптимизация», то есть улучшение?..
По поводу ожидаемого бурного развития в Карелии спортивного туризма, разговорами о котором сейчас пытаются загасить этот скандал, методист центра Александр Сивицкий заметил: «Мы создаем центр олимпийского резерва за счет образования. То есть развиваем российский спорт за счет российского же образования».
Кстати, о средствах. Поступило предложение московского спонсора о финансировании центра, которое почти полностью покрывает его годовой бюджет. Вот пример настоящего государственно-общественного и частного партнерства, практической поддержки развития детского туризма.
Но почему же отвергаются здравые идеи, игнорируется общественное мнение, заключение профессионального сообщества?
Комментарии