Готовя материалы в эту рубрику, я обычно знакомлюсь с программой телевидения за две-три недели до выхода очередного номера нашей газеты. Так было и на сей раз. Открыл информационный бюллетень, стал изучать, как говорится, что? где? когда? и вдруг, представьте себе, буквально ахнул от восторга. Как давно я мечтал еще и еще раз посмотреть этот фильм! И вот наконец (в кои-то веки!) телевидение вспомнило о “Мечте”. Просто удивительно, честное слово. Иные картины “крутят” чуть ли не через неделю. Например, “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”, “Бриллиантовая рука”, “Кавказская пленница”… Кстати говоря, в конце этой недели, в выходные дни, у нас с вами, друзья, будет возможность вновь (при желании, естественно) посмотреть эти кинокомедии. Такое, знаете ли, впечатление, что на них сошелся клином весь отечественный кинематографический свет. А ведь есть еще очень много других прекрасных кинолент, которые, судя по всему, пылятся без дела на полках Госфильмофонда в подмосковных Белых Столбах.
Для тех, кто никогда не видел “Мечту”, надо бы сообщить, что это не кинокомедия, когда, глядя на экран телевизора, можно отключиться от каких бы то ни было проблем, тревожащих вашу душу, и предаться полуторачасовому расслаблению. “Мечта” – художественный фильм, поставленный нашим выдающимся кинорежиссером Михаилом Роммом в содружестве с не менее выдающимся сценаристом Евгением Габриловичем. Его премьера состоялась в Москве в Доме кино 6 июля 1941 года.
Позже Евгений Габрилович вспоминал: “Я не присутствовал на съемках “Мечты”. Увидел в первый раз ленту в вечер, когда над Москвой уже гудели немецкие самолеты. Это был самый странный, дикий и жуткий просмотр в моей жизни. Странно и то, что в это самое первое время войны картина Ромма имела огромный успех – это с моими фильмами приключалось нечасто. Я понимаю, что главная причина успеха – Раневская. Она играла не комедию (как первоначально предполагалось), не драму, а трагикомедию. Уже в те давние годы я понял, что возникла трагикомическая актриса, которая была всему тогдашнему не с руки. Ибо из всего ненавистного начальство пуще всего ненавидело горькую комедию, а тем более комедию с несчастным концом. А ведь как раз для этого и была создана Раневская. Конечно, в конце концов мы прилатали нашей мечте подходящий начальству конец. Но это был конец, наскоро сметанный и грубо подшитый. Хотя и старались мы изо всех сил. В целом же (такова моя убежденность!) Фаина Раневская из-за властей, надзиравших искусство, не сыграла и половины того, что могла бы сыграть”.
Существует неписаный закон – посмотревший фильм, понравившийся ему, не должен пересказывать его содержание своим друзьям, близким, знакомым. Объяснение тут простое – каждый из нас должен сам все увидеть и дать собственную оценку картине. Этот закон мы старались соблюдать особенно в детстве, когда не только дома смотрели телевизор, но и часто (не еженедельно ли?) ходили в кинотеатр – фильмов тогда выпускалось великое множество, за всеми невозможно было уследить. И тем не менее закон – “Не пересказывай, а то будет неинтересно!” – срабатывал почти без исключений.
Поэтому и я не хочу пересказывать вам “Мечту”. Смотрите фильм сами и сами делайте выводы. Только – единственный сюжет – и не о содержании фильма, а об одном знаменательном событии из истории его создания. В “Мечте” в главной роли Розы Скороход снялась наша действительно великая и неповторимая Фаина Георгиевна Раневская. Господин Случай привел ее на съемочную площадку к Михаилу Ильичу Ромму. Розу Скороход, “хозяйку задрипанных меблирашек в захолустном польском городке”, по первоначальному замыслу режиссера должна была играть Серафима Германовна Бирман. Та самая “Бирман, которую называли великой и – с подачи Раневской – “примусом в степи” (между прочим, всю жизнь они были большими подругами. – В.Е.) за неистовость темперамента, не облегчавшего ей жизнь”. Дмитрий Щеглов в книге “Фаина Раневская. Монолог” справедливо замечает, что “было что-то неумолимо жестокое в их постоянных пересечениях – Раневской и Бирман. Они напоминали друг друга внешне и, понятно, не испытывали по этому поводу особых восторгов”. Однажды господин Случай сыграл злую шутку и с Раневской. Это было на съемках “Ивана Грозного” Сергея Эйзенштейна. Одну из ведущих ролей в фильме – Ефросиньи Старецкой должна была играть Фаина Георгиевна. А сыграла… Серафима Германовна.
Розу Скороход в “Мечте” Раневская считала главной и лучшей ролью, сыгранной ею за всю жизнь. Так считали и другие – президент США Рузвельт, Теодор Драйзер, Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Михаил Чехов, Рокуэлл Кент, Поль Робсон…
Валерий Ермолов
Комментарии