Народ существует до тех пор, пока он помнит и хранит свои традиции. Разумеется, касается это и образования. В современную школу нередко приходят учителя, не знающие основ национальной культуры, традиций, обычаев. Это мешает установить взаимопонимание с детьми и родителями. А между тем педагогика, выработанная народом в течение веков, – это подлинно научная педагогика, ибо основывается она на принципах природосообразности. Надо ли говорить о том, как это обогащает современный образовательный процесс?
СтатфактВ Ингушетии сегодня действуют 113 школ. Высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присвоено 23 педагогам. Более ста учителей республики носят звание «Заслуженный учитель Республики Ингушетия». Высшей наградой республики – орденом «За заслуги» – награждены 14 педагогов. В минувшем году в Ингушетии построено и реконструировано 11 учебных заведений. Самые крупные из них – средняя школа на 704 места в многонациональной станице Орджоникидзевская и школы в селах Али-Юрт и Насыр-Корт.
О народе…
У ингушей воспитание издавна носило народный характер. Оно отличалось гуманностью методов. Старшие влияли на младших личным примером, убеждением, внушением. Они прививали любовь к труду. В народе всегда глубоко почитались мудрые люди. Родители внушали: у них надо учиться, перенимать их умения, опыт, брать советы.
Испокон веков детям внушалось: добрым, благопристойным и жизнетворным будет лишь то, что не противоречит законам природы. У ингушей все люди делятся на две большие группы в семье и в быту: старшие и младшие. Это деление отражает и характеризует сложную систему моральных отношений между родственниками.
Некоторые ингушские поговорки характеризуют человеческий темперамент. Например: «Готов вспыхнуть, как огонь». Поговорки и пословицы подчеркивают необходимость учета индивидуальных особенностей детей. Кстати, одна из них подчеркивает, что одинаковых людей вообще нет: «И пальцы на ногах не одинаковы».
Форм, приемов, методов воспитания в народной педагогике много, и этому остается только поражаться. Благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, совет, разъяснение, уговор, укор. И все – через слово. Все это, собственно, присуще и другим народам, но у ингушей закрепилось в своеобразных народных поговорках. Они отражают стремление к развитию интеллекта у детей, к умению анализировать. Интеллектуальное развитие немыслимо в отрыве от нравственного. Особое место в воспитательном плане занимают пожелания невесте, впервые переступающей порог нового дома: «Пусть душа твоя будет мягкой, как масло, а язык сладкий, как мед»…
Под семейным воспитанием народ понимает становление человека. Краткое, но емкое требование предъявлялось к ребенку, когда он начинал осознанно воспринимать окружающий мир. Традиционный семейный этикет строится на безусловном почитании старших. Дедушка, бабушка пользуются самым большим уважением в семье, в их присутствии не полагается громко говорить, прерывать их. Каждый член семьи готовится к выполнению своих обязанностей с самого детства. Одно из непременных требований дедов и отцов к мальчикам – уметь держать слово. Нравственным человеком считается тот, кто высоко чтит и соблюдает традиции гостеприимства. Детей учат, как встретить гостя, куда его посадить, чем угостить. Дети являются свидетелями того, как старшие с почестями встречают гостей, даже если они приходят глубокой ночью. В присутствии старших младшие не должны курить, пить, вести себя бестактно. Все это и многое другое подразумевает ту грань, за пределы которой нельзя выходить.
Сегодня в Ингушетии в рамках регионального компонента введен особый предмет – основы ингушской этики. В основу положено все самое лучшее, что выработано было в народе для воспитания детей. Для их формирования разработана программа, есть учебные пособия. Министр образования республики Исмаил Танкиев говорил как-то в интервью «УГ», что этот предмет помогает видеть позитивное прошлое и настраивать молодежь на настоящее и будущее, противостоять в том числе такому явлению, как ваххабизм.
…о президенте…
В мае прошлого года президент республики Мурат Зязиков своим указом присвоил почетное звание «Заслуженный учитель Республики Ингушетия» директору школы-интерната Галине Шевченко из Иванова. Где Иваново, и где Ингушетия, посмотрите на карту! Оба эти края в одной стране, в России, но на огромном расстоянии друг от друга. Только никакие километры не могут служить помехой, если человек стремится творить добро.
Дружба между Министерством образования Ингушетии и школой-интернатом, что в Иванове (иначе «Интердомом»), завязалась в 2002 году.
– Когда избранный президент республики Мурат Магометович Зязиков приступил к исполнению своих обязанностей, у нас случилось стихийное бедствие – наводнение, – рассказывает министр образования Исмаил Танкиев. – В результате, кроме жилых домов, было снесено несколько школ, и Министерство образования оказалось в сложном положении. (Тем более все знают, что школ у нас и так не хватает, дети учатся в 2-3 смены). Но, как говорится, трудности даны, чтобы их преодолевать. Каждый ученик 1 сентября должен был сидеть за партой. Выполняя поручение главы республики, мы обратились в Российское общество Красного Креста и вышли непосредственно на «Интердом» в городе Иваново. Надо отметить, что эта школа-интернат с богатой историей. Построена она еще в 30-х годах для приема и обучения детей революционеров различных стран. Там свои традиции, которые сохраняются, есть преемственность. Из нашей республики было отправлено в школы-интернаты 100 детей-сирот и из малоимущих семей. Правда, не только в Иваново, но и в Саратов, и другие города России.
– И как их приняли в «Интердоме»?
– Как своих. Вообще за два года у нас сложились прекрасные отношения с директором и коллективом Международной школы-интерната в Иванове. Каждый учебный год мы отправляем туда около пятидесяти детей, и их принимают с большим радушием. А на каникулы они приезжают домой. Делятся впечатлениями с родными и со сверстниками. Дети содержатся на полном государственном обеспечении.
– Вы сами смотрели условия учебы и проживания ваших детей в Иванове?
– Обязательно. Ездил туда зимой. Условия прекрасные: оборудованы ученические кабинеты, спортивно-тренажерные залы, бассейн. С трудом подавил в себе желание искупаться! Провел личную встречу с детьми, раздал всем подарки нашего президента. Особенно приятно было слышать, как директор, Галина Ивановна, обращалась к нашим детям по именам. Это о многом говорит!
– Вы каждый год отправляете новых учеников?
– Нет. Тех же, кто учился. Правда, бывают исключения: у какого-то ученика поведение плохое, другого родители дома оставляют, исходя из житейских проблем, ведь разные бывают проблемы, и мы их заменяем другими, но это единичные случаи. Вообще проводим тщательный отбор из наиболее нуждающихся в государственной помощи, поскольку заявлений немало. При отборе ребят в «Интердом» Иванова мы никогда не забываем детей из неимущих семей. Например, из отдаленных кошар, хуторов.
– Каждый человек ждет поощрений…
– Прошло только два часа после моего обращения к главе республики Мурату Магометовичу Зязикову, как был издан Указ о присвоении Галине Шевченко почетного звания «Заслуженный учитель Республики Ингушетия». Кроме того, им же было принято решение о перечислении на счет школы-интерната 100 тысяч рублей для премирования отличившихся работников и хозяйственных нужд интерната. Как потом призналась директор, они как раз и смогли решить остро стоявший вопрос по отоплению. В этом и состоит главный принцип президента – «слово – дело».
…Почему президент республики такое внимание уделяет образованию? Потому что сам начинал учителем и преподавал историю. В сельской школе. Поэтому одним из первых среди руководителей регионов РФ Мурат Зязиков поддержал выход в свет учебного пособия «Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков». Глава республики и Президент РФ написали для учебника обращение к юным землякам.
…и новых школах
17 ноября 2004 года в Москве прошла торжественная церемония награждения лауреатов премии «Меценаты столетия». Среди лауреатов – президент Ингушетии Мурат Зязиков. Объявляя о присвоении президенту Ингушетии награды, ведущий отметил, что Мурат Магометович прошел путь от учителя до главы республики и хорошо знает жизнь своих земляков. Он не понаслышке знаком с чумой современности – терроризмом. Еще в 1992 году Мурат Магометович на практике занимался этим вопросом. Им лично освобождены 64 заложника, 29 из которых – дети. Попечительский совет Международного благотворительного фонда «Меценаты cтолетия» наградил Мурата Зязикова за заслуги в деле возрождения славных традиций российской благотворительности «Золотым орденом мецената».
Решение о присвоении главе Ингушетии столь высокой награды Попечительский совет принял исходя из того, что руководимое Муратом Зязиковым правительство Республики Ингушетия успешно претворяет в жизнь социальную политику государства, направленную не только на улучшение благосостояния граждан Ингушетии, но и значимую поддержку Президентской программы «Дети России».
Общеобразовательная средняя школа в ингушском селе Насыр-Корт была построена давно, в 1967 году. Рассчитанная на 504 посадочных места, она в то время стала «вторым домом» для родителей ее нынешних учеников. Только ничего не бывает вечного, вот и ее стены пришли в аварийное состояние. Из трех корпусов для нормальной учебы сохранился лишь один. Сегодня здесь учатся в две смены 918 учеников. Однако в ближайшее время эта проблема будет решена – готово новое здание, о котором и мечтать было сложно…
Непосредственное строительство нового школьного комплекса, рассчитанного на 704 посадочных места, началось в 2002 году. Это первый в республике комплекс «детский сад – школа». Дети будут иметь возможность овладеть компьютерной грамотой, выучить английский язык. Такой вариант обеспечивает родителям спокойствие за детей, позволяет многим мамам выйти на работу. В новом школьном комплексе, возведенном по европейским стандартам, помимо дошкольного блока, предусмотрены также физкультурно-оздоровительный комплекс, музей. Этой весной школьники и учителя покинут старое здание и займут новые, сияющие белизной классы.
Комментарии