Проблема, поднятая А. Адамским, А. Пинским и А. Зверевым («Платить за качество» и «Цена часа»), безусловно, требует самого широкого обсуждения. И с качеством образования не все в порядке, и учителя надо поднимать на достойную высоту (только не так, как «поднимали» раньше от Ленина до Ельцина, в результате чего он оказался в глубокой яме). Верно, что «все учителя – государевы люди», и так жить дальше нельзя. Чтобы система образования работала качественно, необходимо, чтобы все ее компоненты были на достойном уровне. А у нас по старой привычке виноват во всем один учитель-стрелочник.
Трудно не согласиться с Антоном Зверевым, медлить нельзя, но и спешить надо медленно. И вот почему.
Нынешняя учебная нагрузка школьников основной и полной средней школы не позволит организовать работу «Школы длинного дня». Это бы привело к перегрузке школьников. Значит, надо решать проблему объема содержания образования. По-видимому, оптимальной нагрузкой было 18-20 часов в неделю как для ученика, так и для учителя.
А как быть тогда с помещениями? Ведь немало школ работает в две смены.
Пожалуй, меньше затруднений будет с начальной школой. С нее можно было и начинать.
Что же касается основной и полной средней школы, то им больше подходит «штатно-окладная система». Пока! Переход на эту систему оплаты можно было бы проводить постепенно, наращивая надтарифную часть оплаты.
Президент России, предложив установить премии, увеличить доплату за классное руководство, уже сделал шаг по увеличению надтарифной части. А Министерство образования и науки могло бы предусмотреть средства для оплаты методической работы – очень важной составляющей в повышении качества обучения. Александр Адамский и Анатолий Пинский предлагают «значительно увеличить межразрядные (межкатегорийные) различия в зарплате, установив порядка 4-5 учительских категорий». Необходимо подумать об установлении нескольких категорий и по классному руководству. Все это позволит уменьшить уравниловку в оплате.
Игорь ГУЛИДОВ, заслуженный учитель РФ; Анатолий ШАТУН, заслуженный учитель школы РСФСР, Екатеринбург
Комментарии