search
main
0

Спешим делать добро

В Москве, на 2-й Тверской-Ямской, находится образовательная школа №128. Уютный школьный дворик, яркий лазоревый фасад добротного здания привлекают внимание прохожих. Директор этой школы Марина АЛЕКСЕЕВА в нынешнем году отмечает свой юбилейный 35-й год работы в школе, из них 20 она директор 128-й.

– Марина Николаевна, каковы те главные принципы, которыми руководствуетесь в работе? – Я считаю, что руководящие принципы заложены в первую очередь в человеческом общении. В жизни школы преобладает общение многих: и детей, и взрослых – родителей, учителей, администрации. Поэтому важно установить такой уровень общения между всеми, а значит, и отношений в целом, чтобы он давал как можно больше положительных эмоций! Ведь эмоции в жизни человеческой играют очень большую роль. Эмоция правит мыслью! Я стараюсь сделать процесс управления незаметным для управляемых. Определенный авторитаризм, конечно, присутствует, в хорошем смысле этого слова, ведь если не будет воли, авторитарной, но и разумной, исходящей из принципа общих положительных взглядов на проблему, для пользы общего дела, не будет и школы! Если говорить о моем управленческом кредо, то я считаю, управлять можно, когда состоялась благоприятная, благожелательная атмосфера с взаимными положительными эмоциями и желанием помочь друг другу. Думаю, только на позитиве можно решать любые проблемы и добиваться высшей цели воспитательного процесса! – Работа чаще всего сказывается на всей жизни человека. Ваша профессиональная деятельность связана с постоянным и тесным общением с детьми. Не устаете от этого? – Школа – особенный организм, такая «сладкая отрава». С одной стороны, часто приходится переступать через какие-то свои личные принципы ради утверждения высшей идеи. Но! В то же время, один раз переступив через порог школы в роли учителя, поняв свой успех, удачу в общении с детьми, когда получаешь не столько результат, сколько взаимность с детьми, из школы уйти уже невозможно! – Что и кто остается в вашей жизни после школы? – Собственно, у меня уже взрослый сын, общаемся мы с ним теперь уже не так активно, прежде всего потому что я прихожу поздно, но у меня очень много друзей. Друзья в основном те же учителя, мои коллеги, с которыми мы работаем вместе уже долгие годы. Времени у нас вечно не хватает, но хотя бы два раза в год всем коллективом выезжаем на экскурсии. Необходимо, чтобы учителя – мои коллеги – немного переключились от привычной рабочей обстановки на восприятие новой информации, положительной во всех смыслах, духовно обогатились. География наших поездок совершенно очаровательна! Это места, где можно прикоснуться не только к прошлому России, но и к культурному наследию страны и замечательным своей неповторимостью уголкам Родины. После поездок появляются фотоотчеты, которые мы вывешиваем в фойе, ученики видят, что учителя, так же как и дети, дружат, вместе проводят время, и не просто в школе, а в культурных поездках. Создается благоприятная атмосфера близости, своеобразной семейственности, как внутри педагогического коллектива, так и в школе. А еще я могу назвать наши поездки профилактикой конфликтов, которые могли бы возникнуть, если бы вовремя не прерывался рабочий процесс. – У директора много работы всякой и разной, очень много текучки. Удается ли при этом сохранить верность тем идеалам, которые пришли из юности, если да, то помогают ли они вам жить и работать? – Профессия моя, учительская, была определена на всю жизнь очень рано моими учителями. Я окончила московскую спецшколу с углубленным изучением немецкого языка, была влюблена и в немецкий язык, и в учителей. На всю жизнь я запомнила своих наставников: учительницу немецкого языка Галину Федоровну Николаеву, нашу замечательную классную руководительницу Инну Ивановну Павлову, совершенно удивительного человека – директора школы Евгения Евгеньевича Зерновского. Играя в школу, как любая девочка, я пыталась копировать своих учителей, считая их своими идеалами! Именно тогда для меня открылся первый секрет педагогики – он в подражании! Был еще один человек, который учил меня тому, как нужно работать, всецело уходя в процесс, без уверток и отговорок, без перекладывания ответственности на чужие плечи. Это был мой отец Николай Иванович Чернышов, человек, преданный своему делу до мозга костей. Вот, пожалуй, те люди, которые мне помогли определиться и научиться работать так, чтобы получать удовольствие от самоотдачи и результата, от даже самого тяжелого труда. С такими светлыми и нравственно высокими целями я и пришла работать в школу, в которой работаю по сей день. И в этой школе мне тоже повезло! Первым человеком, который стал моим преданнейшим другом, помощником, наставником, даже второй мамой, стала Евгения Сергеевна Сергеева, мой академик, моя звезда! Евгения Сергеевна вела меня по жизни, как ангел-хранитель, делясь профессиональным опытом и жизненной мудростью. – В одном очень давнем своем интервью вы так охарактеризовали свое кредо: «Я все смогу сама!». Но наш век так стремителен, перемены в жизни и во взаимосвязях между школой и миром подвержены кардинальному перелому. Поменялось ли со временем ваше самоощущение в этом процессе перемен? – Я это произнесла в 2004 году. Сейчас я бы, пожалуй, подкорректировала вторую часть своей цитаты: «Я все смогу сама в содружестве с вами!» За эти восемь лет очень увеличилась нагрузка директора школы. Больше стало вопросов, которые приходится решать оперативно и с позиции новаторского подхода. Нужно учиться, нужно познавать и не отставать от инновационных технологий. Я много лет работаю в школе и считаю, что наши образовательные программы всегда были на голову выше западных образцов, но изменилось время, изменились мы, взрослые, и дети – то поколение, что растет в социально-экономической формации новой России, изменилось социальное и технократическое окружение человека, объем информации, который через себя должен пропустить ребенок, стал многократно выше. Все это вызывает необходимость поиска других, кардинально новых методик и технологий обучения детей. Конечно, образование детей сейчас обуславливает качественное изменение подготовки преподавательских кадров, и не только новых. Активно учатся, повышают свой квалификационный уровень и опытные корифеи – педагоги. Учатся они даже большим рвением, чем новички, так как им интересны новые методики, эксперименты, наложенные на их многогранный опыт. Процесс подготовки и переподготовки кадров в российской школе всегда был на достаточно высоком уровне, но теперь он идет более интенсивно в силу необходимости времени. Школа всегда будет на передовой, как локомотив социальных перемен, словно индикатор при смене эпох! – Каждый год вашу школу покидают выпускники и вы даете им неизменное напутствие: «Цените светлое, хорошее, доброе в жизни!» Что вы вкладываете в каждое из этих слов, что должны услышать ваши дети в этом напутствии? – Каждый выпускник должен уходить из школы только с добром. Если это чувство есть по отношению к школе, по отношению к тем людям, что были с ним вместе все годы, то это добро будет сопровождать его всю будущую жизнь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте