search
main
0

Сперва аз да буки, а там и науки

Прописи воспитывают культуру письма, навыки чтения и умение выражать свои мысли

…Было это в далеком 1977‑м, но до сих пор отчетливо помню, как я, старательная первоклашка, ждала свою первую отметку – оценку своего труда. Дежурные выдают тетради, я открываю, а там… пятерка! Сбылось: мои крючочки, овалы и палочки превратились в заветную отметку! Сейчас, в наше время гаджетов, ребенку намного сложнее справиться с программой по овладению наукой красиво и грамотно писать, а ведь от этого во многом зависит его успешность по всем предметам. Очень точно сказано: «Сперва аз да буки, а там и науки».

Елена ФИЛИМОНОВА

В процессе обучения письму у первоклассников формируются основные языковые понятия, орфографические и грамматические умения. От того, насколько ребенок приучен к аккуратному и точному письму, напрямую зависит процесс обучения в целом. А начинается все с прописей. Первоклассник узнает, что написание каждой буквы состоит из элементов, соединяя которые мы получаем единое целое. С помощью заданий, представленных в прописях, учащиеся развивают мелкую моторику, формируют каллиграфический почерк, повторяют грамматические правила, учатся переводить печатный текст в письменный.

Именно на этих принципах построена работа в учебном пособии, которое я выделила для себя, когда знакомилась с новинками учебной литературы, и с удовольствием использую на своих уроках. Это «Прописи: 1 класс. В 4 частях. К учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука. 1 класс». ФГОС (к новому учебнику). – М. : Издательство «Экзамен», 2020. Автор пособия – М.А.Козлова.

Важно отметить, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях. Пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы, в том числе в отношении развития у детей аналитического и творческого мышления.

Прописи состоят из четырех частей. В продуманной структуре пособия просматривается единая линия для построения уроков и распределения материала по усмотрению учителя с учетом особенностей класса. Автор не только отлично владеет методикой, но и хорошо знаком с психологией младших школьников. Обучающий материал расположен от простого к сложному, включает элементы повторения, предусматривает возможность самостоятельной работы, а художественное оформление исполнено с учетом возраста маленьких учеников: яркое и красочное, содержит игровые элементы. Учебный материал абсолютно адаптирован и к организации родителями домашних тренировок со своими детьми. Такие занятия в спокойной обстановке, без давления регламента времени на уроке, очень помогают детям обрести уверенность в себе и быстро достичь успеха, а заботливым мамам и папам – убедиться в том, насколько важны ребенку их грамотно выстроенная помощь и поддержка.

В добукварный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание маленьких букв). Особое внимание с первых уроков уделено не только поэтапному написанию каждой буквы и отработке навыков письма, но и звуковому анализу слова. При этом учебный материал построен с учетом того, чтобы ребенку помогал накопленный опыт и он мог осваивать новое, уверенно используя уже знакомый ему образ буквы.

В ярких цветных иллюстрациях первой части пособия элементы на рисунках повторяют элементы на строках, с которыми работают учащиеся в течение урока. Иллюстративный материал содержит рисунки разных групп животных, что позволяет установить межпредметные связи и связь с жизнью. А следовательно, есть в прописях и материал для развития речи ученика начальной школы.

На развороте прописей автор применяет разную разлиновку: слева широкая линейка, справа клетка. Это учит первоклассника ориентироваться в пространстве тетради. Длина и направление линий разнообразны, что способствует развитию глазомера. Линии с закруглением вводятся параллельно с образом букв, которые содержат данные элементы. Это позволяет ребенку анализировать и синтезировать полученные знания.

Узкая или широкая строка: что лучше? Автор предусмотрел, что у первоклассника еще недостаточно развита мелкая мускулатура руки, поэтому прописывать элементы и буквы в узкой строке ему легче. Параллельно в прописях появляются более сложные рисунки для работы – штриховка, раскрашивание.

Прописи М.А.Козловой замечательны своей многомерностью, насыщенностью, методической продуманностью. Материал в прописи соответствует содержанию учебного материала в «Азбуке». Так, в 1‑й части прописей ученикам предложены односложные, двусложные и трехсложные схемы слов. Во 2‑й час­ти прописей начинается работа над гласными. Каждой букве отдан разворот. Даны соединения элементов, прописаны строчная и заглавная буквы, представлены буквенные сочетания и предусмотрены свободные строки для тренировки. Далее следуют задания на отработку соединений с гласной а. Пользуясь материалами пособия, учитель может систематизировать работу над пополнением словарного запаса и развитием речи учеников.
Под чертой на каждом развороте даны задания для самостоятельной или индивидуальной работы. Дети без труда смогут составлять слоги и слова. Интересны задания, где ученикам предстоит вписать изученную букву в слово, в котором есть те буквы, которые еще не изучены! Присутствуют задания, которые носят логический характер, – ребусы, загадки.

3‑я часть прописей помогает учителю правильно ставить перед ребенком учебную задачу урока. При этом ученик должен: 1) обнаружить, что что-то не знает; 2) захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению.

Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Тренировки в третьей части пособия направлены на то, чтобы ребенок научился писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно. Например, здесь даются различные группы имен собственных, вводятся понятия одушевленных и неодушевленных предметов, идет отработка строчной и заглавной букв. Продолжается работа со схемой слова при выполнении, например, таких заданий: составить слова из букв, соотнести слова и схемы.

В пособии достаточно заданий для закрепления изученного материала. Шаг за шагом происходит активизация смыслового чтения, дети учатся самостоятельно думать, а при достижении школьниками понимания связей между письмом и чтением учитель только координирует этот процесс.
Важно, что идет пропедевтическая работа по обучению написания сложных слов с соединительной гласной и без таковой, например: самокат или киномастер.
В 4‑й части прописей представлены парные согласные, идет отработка определения позиции твердых и мягких согласных, дифференциация парных согласных звуков ф/в (тетере…; ми…; ле…; фотогра…; напе… ).

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу). Учатся произносить и читать предложения с разной интонацией, правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие), конструировать предложения из слов, составлять схему предложения. Есть предложения и тексты для списывания и преобразования печатного текста в письменный.

Главный итог всей этой кропотливой, требующей большого терпения работы: наконец наш маленький ученик начинает понимать, что от его усердия и приложенных усилий зависит положительный результат. Он сам убеждается в том, что, если постараешься, строчка красивых букв станет яркой наглядной иллюстрацией к этому утверждению.

Пособие завершается обобщением и повторением изученного материала: написание букв, слогов и слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк, чн; работа над структурой предложения и текста; отработка материала на различные правила русского языка. Задания интересные, познавательные, без однообразия и монотонности, что вовлекает ребенка в процесс учения с увлечением.
Вот и выходит, что, занимаясь тренировкой почерка, первоклассник получает навыки и знания, необходимые для успешного прохождения образовательного процесса в школе. Стоит ли напоминать, что легко читаемый текст, аккуратность и чистота в тетрадях – составляющие положительных оценок по любому предмету. Поэтому стремление хорошо и успешно учиться может стать для ребенка мотивацией научиться красиво писать.

И в завершение краткое резюме. Обучение письму – это прежде всего выработка графического навыка. Особенности состоят в том, что навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.

Сознательный характер письма состоит в:
а) правильном соотнесении звука и буквы;
б) соблюдении ряда графических и орфографических правил;
в) использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей и чувств.

Это и отражается в прописях издательства «Экзамен». Используя в своей работе данное учебное пособие, мы можем реализовать основную цель – формирование у детей графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
ориентировка на странице прописей и тетради;
ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;
предупреждение искажения при написании букв;
исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.

Итак, возвращаемся к тому, с чего мы начинали…

Да-да, обучаясь писать аккуратно и понятно, ребенок прилагает усилия. Следовательно, учится ценить свой труд. Учителю читать аккуратно написанное понятно и приятно. Получается, трудясь над красотой почерка, ученик проявляет уважение к своему учителю и другим людям, которые будут читать его работы в будущем.

Как видим, прописи не просто тренажер для выработки каллиграфического почерка. Это один из многочисленных способов воспитать грамотного, образованного и всесторонне развитого человека.

Елена ФИЛИМОНОВА, учитель начальных классов школы №46 Петрозаводска, учитель высшей квалификационной категории, методист Центра развития образования, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте