Мы продолжаем разговор об управляющих советах (cм. «УГ» №10 от 15 марта 2005 года). Рубрику ведет Анатолий Пинский, зам. председателя координационной группы по профильному обучению Минобрнауки РФ.
Управляющий совет школы – как идея это интересно. Но это лишь идея, или у нас в школах есть уже реальный опыт?
Это очень принципиальный вопрос. Принципиальный потому, что мы подчеркиваем – этап идейного, идеологического обоснования управляющих советов во многом завершен, сейчас начат этап практического создания управляющих советов, накопления и осмысления первого опыта их реальной работы. Недавно, 19-20 марта в Москве, в Академии повышения квалификации, состоялся межрегиональный семинар «Управляющие советы общеобразовательных учреждений: первые результаты и перспективные задачи».
Принципиальной особенностью данного семинара стало участие в нем представителей первых созданных и действующих управляющих советов (т.е. не работников системы образования). В целом в семинаре приняли участие 72 человека (в том числе 16 председателей первых управляющих советов, 2 заместителя председателя, представляющих 7 субъектов Российской Федерации (17 муниципалитетов).
На открытии семинара было зачитано обращение к участникам Уполномоченного РФ по правам человека В.П.Лукина. В своем обращении В.П.Лукин отметил, что считает деятельность по становлению в России школьных управляющих советов крайне важной. По его мнению, «если школа будет управляться демократическим, гражданским образом, с привлечением представителей родительской и широкой общественности – это даст реальный задел для становления гражданского общества в стране в целом».
В первом квартале 2005 г. в школах 7 регионов создано более 40 управляющих советов. Среди первых председателей советов: руководитель благотворительного фонда, директор фирмы, декан факультета вуза, предприниматели, менеджеры по туризму и рекламе, специалист сельского совета, экономист сельхозпредприятия.
В ходе дискуссии проявилось, что муниципальные школьные сети с управляющими советами активно включаются в осуществление других проектов, значимых для образования и местного сообщества. При этом в данной тенденции видится не инновационный азарт школ («давайте попробуем еще и это»), а осознание специфического потенциала школ с управляющими советами в решении актуальных проблем образования: реструктуризация сельской школы, профилизация обучения (Тамбовская область), выявление и формирование общественного заказа на образование (Республика Карелия) и др. Особенно активно работа по становлению управляющих советов развертывается в Красноярском крае.
Управляющие советы начинают решать проблемы, которые до этого не удавалось решить ни директору, ни родительской общественности, действовавшим обособленно, – это проявляет потенциал управляющих советов как нового инструмента управления.
Работа второго дня семинара была направлена на обсуждение темы становления сети управляющих советов. На группах (региональных координаторов, директоров школ, председателей советов) рассматривались вопросы совместной сетевой деятельности: организация информационного обмена, организация обобщения опыта деятельности управляющих советов; организация повышения квалификации и обучения общественных управляющих и др.
В результате работы были предложены формы сетевого взаимодействия учреждений между собой и с федеральной рабочей группой:
– межрегиональные, региональные и муниципальные семинары;
– горячие телефонные линии (первая прошла 26.03);
– интернет-конференция;
– взаимообучение (обучение новых составов управляющих советов проходит на базе школ, продвинувшихся в данном направлении);
– интерактивные интернет-консультации;
– семинары председателей комиссий управляющих советов одного профиля;
– съезд общественных управляющих.
Комментарии