“УГ”
Олимпийский рывок к демократии
Олимпиада – слово далеко не новое, олимпиады по предметам – дело уже обычное. Они ежегодно проводятся в школах, районах и городах России. А вот всероссийских олимпиад не так уж и много. Может быть, поэтому появление новой вызывает какое-то особое чувство, ощущение неизбежности прогресса, невозможности помешать стремлению и детей, и учителей к знаниям. И находятся учителя, способные, не получая месяцами зарплату, готовить своих учеников к школьным, районным, городским и всероссийским олимпиадам. И находятся люди, готовые взять на себя весь груз организации и проведения такой всероссийской встречи знатоков.
И вот “Учительская газета”, Ассоциация “За гражданское образование” при поддержке National Endowment for Democracy (США) и Научно-внедренческого
центра “Гражданин” провели в Москве Первую Всероссийскую открытую олимпиаду по граждановедческим дисциплинам. Она стала не только способом понять, что сегодня происходит в гражданском образовании, но и просто-напросто моральной поддержкой учителей, для которых приезд в Москву и пребывание здесь в течение четырех-пяти дней были совершенно бесплатными.
Не успели ребята познакомиться и подружиться, как подошел к концу третий день олимпиады – день закрытия и подведения итогов. Жюри по достоинству оценило мужество, с которым участники прошли огонь и воду в виде устных и письменных испытаний.
Счастливые обладатели первых трех мест выходили на сцену ошарашенные и смущенные. Что больше всего врезается в память из этого трехминутного пребывания в ореоле славы: аплодисменты, диплом, рукопожатие председателя жюри – главного редактора “УГ” Петра Положевца, будущая поездка в Артек или, может быть, просто благодарный взгляд учителя из зала?
Анна КУССМАУЛЬ, 10-й класс, Ростовская область. 3-е место:
– Я нахожусь почти в шоковом состоянии, потому что вообще не рассчитывала занять какое-нибудь место. Здесь столько умных и талантливых ребят, что на фоне их мне даже не хотелось тешить себя иллюзиями. Теперь моей радости нет предела. Я стала гораздо уверенней себя чувствовать, у меня появилось море новых друзей и к тому же – возможность поехать в Артек. Это сказка!.. А как нас здесь кормили, просто незабываемо!
Алексей ТУМАНЦЕВ, 6-й класс, г.Йошкар-Ола. 1-е место:
– Самым большим подарком для меня является не путевка, хотя это тоже очень приятно, а та радость, которую я испытал от участия, и, конечно же, победа.
Наталья ПШЕНИЧНИКОВА, 8-й класс, Свердловская область. 3-е место:
– У меня даже нет подходящих слов, чтобы выразить свой восторг. Я не думала ни о каких призах и не ставила перед собой цель – победа и только победа. Возможно, это и помогло мне, ведь я почти не волновалась.
Виктор ВАХШТАЙН, 11-й класс, Пенза. 2-е место:
– Честно говоря, нервишки пошаливали… Второе место, конечно, здорово получить, но я способен на большее, так что буду поднимать планку как можно выше. Вот приеду домой, высплюсь… и начну поднимать.
Мы поздравляем всех победителей:
И.Батыршина, Г.Поварова, А.Туманцева, В.Вахштайна, М.Соглаеву, А.Косульникову, А.Куссмауль, Н.Пшеничникову, Е.Григорьеву, а также подготовивших их учителей: И.Маврину, И.Гореву, А.Полухину, С.Уланову, Н.Авдееву, Ж.Вершанскую, Г.Руденко, Е.Менщикову, Е.Лаврик.
Спасибо вам за преданность школе и своим ученикам, за одержимость и веру.
Спасибо!
Маргарита ЛЕОНТЬЕВА: “Не все, что есть в Америке, можно переносить к нам…”
Маргариту Романовну Леонтьеву нашим учителям представлять не надо – она многие годы руководит одним из самых важных и больших отделов Министерства образования РФ – Управлением общего среднего образования.
– В преподавании граждановедческих дисциплин у нас пока нет таких богатых традиций, как в математике, физике и т.д. Нет школы авторов, которая может создать хорошие учебники. Она только формируется. Ведь написать грамотную книгу трудно. Нужен учебник, основанный на собственном опыте, понятном российским детям. Не все, что есть в Америке, можно переносить к нам. Мы опять упираемся в проблему отсутствия опыта, кадров, методик. Надеюсь, эта олимпиада хоть немного поможет в решении данных проблем.
Владимир ШАДРИКОВ: “Мне представляется, что “Граждановедение” – не самое удачное название…”
На открытии олимпиады педагоги, сьехавшиеся из 45 территорий, смогли напрямую пообщаться с первым заместителем министра общего и профессионального образования Владимиром Шадриковым.
– В базисный учебный план может войти предмет, связанный с изучением Конституции, прав человека или проблем приблизительно такого круга содержания образования. Я не знаю, как он будет называться. Мне представляется, что “Граждановедение” – не самое удачное название, потому что гражданина должен формировать весь уклад школьной, семейной и общественной жизни. И конечно, все предметы школы должны формировать гражданина. Если мы будем надеяться, что один предмет нам решит эту проблему – это будет очень легкомысленно. С этой точки зрения то, что связано с правовой стороной, может быть реализовано каким-нибудь предметом, но я думаю, что его лучше назвать по-другому. Иначе получается, что есть только один предмет, который формирует гражданина.
Марк ДЖОНСОН: “В государстве, не платящем учителям денег, не может быть демократической школы…”
Cреди прочих почетных гостей за справедливым ходом олимпиады следил профессор истории колледжа Колорадо мистер Марк Джонсон.
– После того как Советский Союз ушел в прошлое, двухполюсный мир рухнул, и американцам срочно пришлось пересматривать свои взгляды. Тут-то мы и поняли многое, чего не замечали прежде. К примеру, многие органы нашей местной власти были избраны всего 10-20% голосов, а президенту Клинтону во время последних выборов досталось всего 49%. Это же скандал! И уж ни для кого не секрет, каких невероятных размеров достигли коррупция и взяточничество в высших слоях общества. Вот и нам настала пора понять, что и американская демократия, увы, несовершенна.
Я категорически против того, чтобы русские учителя “бессознательно” переводили американские программы, списывая то, что вам вовсе не нужно, не вкладывая в них ничего местного, присущего конкретно вашей стране. На мой взгляд, российские стандарты по граждановедческим дисциплинам наши педагоги должны создавать вместе. Я бы рекомендовал создать в России модельную “демократическую” школу, в которой ученики сами могли бы решать свою судьбу. Поверьте, это прекрасная тренировка. В государстве, не платящем учителям денег, не может быть демократической школы. Ибо это не предмет, которому можно научить. Либо демократия есть во всей стране, либо ее нет нигде. И профсоюзы, которые так вяло и нехотя защищают интересы рабочих, – тоже не признак демократии.
Эдуард НИКИТИН: “Мы отстаем от “Учительской газеты”.
Член жюри – ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Эдуард Михайлович Никитин после открытия олимпиады размышляет о судьбе граждановедения:
– К сожалению, практика свидетельствует, что этот предмет еще не занял того очень важного места, которое он должен занять. Мне кажется, что мы вместе с министерством очень недорабатываем. Можно говорить о патриотизме, о любви к Родине, но, если стремиться формировать эти качества какими-то образовательными средствами, иного способа заниматься этим серьезно и на научно-методическом, и на уровне осмысления имеющегося практического опыта просто нет. Мы в этом смысле отстаем от “Учительской газеты”. Нам, академии и Минобразованию, пора разобраться с учебниками (провести, возможно, их рейтинг), проанализировать, что получается или нет (ведь работа ведется уже 5 лет), обобщить всероссийский опыт. Сейчас же есть некое ощущение неудовлетворенности от того, что мы – профессионалы – занимаемся этим, откровенно говоря, плохо.
Что же касается введения граждановедения в качестве обязательного предмета в базисный план, то это зависит в первую очередь от министерства. Оно должно принять такое решение, потому что другого варианта просто не существует. Этот предмет должен быть в базисном плане. Иначе будет дилетантство. А такое решение сразу повлечет и улучшение базовой подготовки учителей, и усиление методического обеспечения, и осмысление практического опыта. Это придаст всему направлению государственность, чего, к сожалению, сейчас нет.
Комментарии