Набережная Москвы-реки. Духовой оркестр, камуфляжные формы, бритые головы… Как вы думаете, куда я попала? Нет, не на сборный пункт добровольцев в Югославию. Я – на празднике, посвященном весеннему призыву в армию.
“Праздник” и “призыв”. В моем понимании это две несовместимые вещи. Поэтому сам факт проведения такого мероприятия вызвал двоякое ощущение: и смешно, и грустно. Смешно, потому что это нонсенс. И по этой же причине – грустно. Грустно, что армия для современных мальчишек – каторга и престиж военного больше нечем возрождать, кроме как подобными праздниками. Кстати, апофеозом торжества был показ нашумевшего “Сибирского цирюльника” в качестве пропаганды истинного патриотизма. Желающим попасть на праздник билеты раздавались бесплатно. Лучшего способа собрать народ, пожалуй, и не придумаешь.
Организаторы – редакция журнала “Твое время”, Московская городская дума, городской центр “Дети улиц” и Центральный военный комиссариат Москвы – преследовали, в общем-то, благую цель. А именно: формирование позитивного имиджа Вооруженных Сил РФ. “Служить должно быть почетно. Мы никого в казармы не гоним, а просто хотим показать, что призыв – это не смертельно, хотя дедовщина армию основательно портит”, – говорит ведущий редактор журнала “Твое время” Александр Щеглов. Он считает, что государство должно поощрять “служивых”, оплачивая им потом высшее образование. Это, конечно, утопия, но звучит красиво.
Депутат Мосгордумы Евгений Балашов вообще отрицает наличие дедовщины: “С философской точки зрения, какой образ армии мы создадим, такой она и будет. Журналисты, которые без конца пишут о зверствах в частях, – настоящие преступники. Как говорил Хрущев, если человеку десять раз повторить “ты – свинья”, он захрюкает”.
Праздник тем временем был в самом разгаре. Бритоголовые мальчишки, из которых в основном состояла зрительская публика, оказались обыкновенными подростками. А я-то думала, их после “Цирюльника” сразу повезут на сборный пункт. “Налысо” сейчас модно”, – объяснили сотрудники центра “Дети улиц” (там в молодежных вкусах хорошо разбираются). С будущими призывниками я решила познакомиться поближе:
– Вы, ребята, как сюда попали? Зачем приехали? – спрашиваю у компании покуривающих мальчишек.
– В училище билеты дали. А мы и рады. Не надо у мамы денег на фильм просить. И потом в город выехать, “оторваться”.
– А что вы вообще думаете по поводу идеи праздника?
– Здорово, отлично, здесь девушки красивые ходят.
– Да нет, я имею в виду воспитание патриотического духа. Вот ты, например, служить пойдешь? – обращаюсь к самому приветливому.
– Не-е, там все “запущено”. Че я, дурак, что ли?
– А я пойду, – говорит другой, на вид сердитый парень. – Потому что я не девочка. Мне отец так говорит.
– Да он врет!
– Нет, не вру. Не буду косить, вот увидите.
– А я бы в Югославию поехал, – послышалось у меня за спиной.
– Зачем, ради чего? – удивляюсь.
– Надо. Кто такие американцы? Им давно пора дать по зубам.
На этом мое общение с юными защитниками не закончилось. На празднике выступали ребята из военно-спортивного клуба “Победитель”. С ними получился более содержательный разговор.
– Единственно, что в армии не хватает, – это денег. Духом она и так крепка. Дедовщины мало, в разведке ее вообще нет. Да и как она возникает? Пришел новобранец, стал выпендриваться, ему наряд влепили – полы мыть. Если не он, то кто? Это обязанность солдата. Жесткую дисциплину многие не выдерживают, – говорит рослый “боец” в защитной форме. На груди – значок парашютиста. Андрей пока еще не солдат, клуб – учреждение дополнительного образования. Но какая огромная разница между ним и курильщиками с “модными” прическами! Кстати, среди этих ребят я не нашла ни одного стриженого, многие, наоборот, отращивают волосы.
-…В Югославию не рвешься? А то здесь я уже нашла желающих.
– Это не значит, что они на самом деле пойдут и запишутся. Вот я действительно могу пойти, но сам не хочу. Надо помогать оружием, но ни в коем случае не вводить войска, иначе будет третья мировая война… Я не считаю, что тот, кто не служил, – не мужчина. Просто люди, которые прошли армию, быстрее взрослеют. Они более приспособлены к жизни и более выносливы. А патриотизм? Думаю, просто не надо говорить, что это плохая страна. Я, например, хочу вырасти и помочь ей выбраться из кризиса. Вот весь мой патриотизм.
Интересно, что они скажут после того, как посмотрят на юнкеров царской России?
Мария КОЗЛОВА
Статфакт
По сведениям благотворительного фонда “Право Матери”, ежегодно в армии погибает в среднем 4 тысячи человек.
Самыми жизнеопасными военными округами 1998 г. признаны: Московский ВО, Северо-Кавказский ВО, Северный морской флот и Уральский ВО.
94% погибших в прошлом году были призывниками срочной службы. Официальными причинами смерти в 28% случаев считается самоубийство, в 15% – несчастный случай, 10% – убийство, 8% – заболевания, 6% – отравление, 2% – передозировка наркотиков, 2% – ДТП, 10% – “при исполнении…”, 19% – ответа нет…
За знаниями – в Россию
Немецкие педагоги и школьники, приехавшие на российско-немецкий семинар “Школьная реформа в Европе: опыт работы, проблемы, перспективы сотрудничества”, который состоялся на прошлой неделе в Москве, были удивлены.
Ничего похожего на московскую “Школу самоопределения”, директором которой является Александр Наумович Тубельский, в Германии нет. “Почему дети не хотят учиться? Чему и как их нужно учить? Как преодолеть отчужденность ребенка от школы?” – ответы на эти вопросы немецкие педагоги нашли именно в этом учебном заведении в ходе работы семинара. Первое, что спросят у одной немецкой учительницы ее ученики, это: “А носят ли там джинсы?”
Участники встречи разделились на группы и посещали не очень обычные уроки. Например, урок “Погружение” состоит в том, что в течение недели класс изучает только один предмет. Или занятие по математике в 6-м классе, на котором у каждого ученика своя тема: один изучает дроби, а другой – интегралы. Группа “Выбор” обсуждала условия для выбора учениками курсов, видов деятельности, тем и темпов работы, разработки индивидуального образовательного плана. Группа “Пространство” занималась исследованием по теме “Школа как совокупность разномерных пространств: труда, учебы, творчества, игр”. Группы “Право” и “Управление” обсуждали роль ученика в образовательном процессе, его занятость в управлении школой
– Нас удивило то, что ученики сами создают правовые условия в школе, они сами выбирают, какие экзамены им сдавать, – поделился руководитель семинара с немецкой стороны Эрберхард Радзувайт. – Интересно, что здесь маленькие классы и то, что учитель (именно учитель!) в любой момент может получить помощь у психолога. Неудивительно, что выпускники возвращаются работать в свою школу. Всем этим мы хотим поделиться на предстоящем семинаре в Берлине.
Уже планируются перевод книг, написанных учителями “Школы самоопределения”, для немецких школ, обмен школьниками и совместные проекты.
– Думаю, что это первый семинар в России, на который иностранные специалисты приезжают учиться, а не учить, что важно для нашего образования, – подвел итог Александр Тубельский.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии