Десять лет и еще две недели
В средней школе N 99 г. Днепропетровска, в буквальном смысле стертой с лица земли вследствие оползня, состоялся выпускной бал.
Между этими двумя событиями – ровно две недели: 6 июня школа ушла под землю, а 20-го ее выпускники в предоставленном по случаю актовом зале агропромышленного комплекса “Опытный” кружились в прощальном вальсе и говорили со сцены такие слова, которые скажет далеко не каждый взрослый.
Детям этим суждено было повзрослеть в одночасье. Вместе с девятиэтажным жилым домом N 22 по улице Паникахи, где жили многие их учителя и одноклассники, рухнули в пропасть здания двух детских садов и сама школа, в стенах которой они провели большую часть своей жизни.
На жилмассиве Тополь, где разыгралась трагедия, целые семьи были связаны с 99-й самыми тесными, почти кровными узами. Глава одной из таких семей – Виталий Семенович Тимченко. Жена его, Ольга Ивановна, преподавала раньше в этой школе биологию, теперь – на пенсии. В этой школе училась и окончила ее их дочь Светлана. Этим летом школу окончил с золотой медалью старший сын Светланы, Евгений. Младший, Артем, перешел в пятый класс.
– Мы живем в доме N 18 по улице Паникахи, – рассказывает В.С.Тимченко. – В тот день я проснулся около шести утра и решил поехать на дачу, сажать помидоры. Взял рассаду, тяпку и пошел вниз к станции “Встречная”. Когда спустился по склону вниз, то увидел, что на месте двух детских садов остались одни фундаменты, засыпанные глиной. Деревья вокруг дико трещали… Повернул обратно, но тут увидел, что 22-й дом дал трещину. Все здания к этому моменту были уже оцеплены. Последними из 22-го дома выбегали женщины – они плакали и несли вещи. Через несколько минут дом начал падать, и вскоре от него ничего не осталось.
В половине второго раскололась школа – от нее отделились актовый зал и столовая. Скорость плывуна была около 20 метров в час, и от школы откалывался блок за блоком. В шесть часов вечера школы не стало…
Все это видели стоявшие на расстоянии 150 метров дети и их учителя. В тот день они пришли на экзамены. Школа была их домом – там хранились трудовые книжки преподавателей и личные дела учеников, книга приказов, деньги, собранные на школьную форму. Да мало ли что хранится в школе, отметившей свое 23-летие!.. Все, что смогли, вынесли из падающего здания директор Владимир Алексеевич Гончаров и военрук Павел Петрович Борягин. Но в школе многое и осталось, в том числе выпущенная последняя школьная стенгазета. Да еще свежевыкрашенные парты и отремонтированные к новому учебному году кабинеты. 99-я школа так и ушла под землю – как христианин, надевший перед казнью белую рубаху…
Предвещало ли что-нибудь трагедию? “Для нас это было как последний день Помпеи, совершенно неожиданно. Весь ужас заключался в том, что мы стояли рядом и ничего не могли сделать…” – говорят люди.
Тем не менее все последующие дни подтвердили, что они-то как раз могли сделать многое. И они это сделали: безвозвратно потерянный выпускной вечер все же состоялся и стал истинным праздником. Две небольшие комнатки, выделенные “на скорую руку” 99-й школе в здании находящейся на этом же массиве 137-й превратились в настоящий штаб. Здесь снаряжали детей из пострадавшего района в летний оздоровительный лагерь; тут же готовили аттестаты и сценарий выпускного бала. И этот жуткий “экзамен”, который неожиданно устроила жизнь, на самом деле оказался труднее и ответственнее всех выпускных. Вопреки обстоятельствам ребята и взрослые подготовили сценарий такого выпускного вечера, который не стыдно было бы транслировать в живом эфире даже национальной телекомпании Украины. Как трагедия высветила характеры, как по-новому заиграли таланты! Чистый, пронзительный голос выпускницы Лены Киселевой и ее гитара, казалось, звучали не на школьном вечере, а по меньшей мере на сцене театра Ленком:
Школа болью на сердце осталась,
Десять лет мы в ней вместе учились –
Мы тебя никогда не забудем,
Мы тебя никогда не увидим…
К счастью, 99-й суждено быть воскрешенной не только в памяти, но и на яву. Присутствовавший на вечере мэр Днепропетровска Николай Антонович Швец заявил, что новое здание будет построено не позднее сентября-октября 1997 г.
…А директор школы в тот страшный день поседел.
Татьяна УШАКОВА
Днепропетровск
На снимках:
Школа еще стоит;
Уже под землей. Утро после выпускного вечера.
Фото Дмитрия КРАВЧЕНКО
Обзор писем
Таинственна ли жизнь еще?
ак справедливо заметил один из наших читателей, у педагогов свое исчисление времени. Новый год они начинают в сентябре, а провожают – в июне.
Пусть пессимисты утверждают, что жизнь – это сплошная цепь разочарований, расставаний с иллюзиями и надеждами. Не хочу с ними спорить. Мне более близка позиция поэта А.Кушнера: “Придешь домой, шурша плащом, стирая дождь со щек. Таинственна ли жизнь еще? Таинственна еще”.
Татьяна Ильинична ЗАЙНАЛОВА, наша постоянная читательница, на мой взгляд, обладает редким даром – ценить прекрасные мгновения жизни. Читаю ее очередное письмо, в котором она пишет о выпускном вечере в школе. Хорошо пишет, задушевно, приводит напутственные слова, которые она сказала детям: “Идите в большой мир с миром. Храните то добро, что дали вам учителя. Не гневайтесь, не сердитесь, не обижайтесь на весь мир. В нем есть все – радость, счастье, огорчения”. Добрые правила. По ним живет и она сама, Татьяна Ильинична Зайналова, воспитатель группы продленного дня Барсуковской школы Кочубеевского района Ставропольского края.
“Тридцать лет назад я окончила педучилище в Павловске Воронежской области, – пишет Е.МАЛЫГИНА. – Судьба забросила нас в Бурятию. Работаю в Михайловской школе. С мужем вырастили трех дочерей, теперь у нас уже восемь внуков. Помню своих бывших однокурсников, особенно Валентину Ключникову, Любовь Просветову из Нижнедевицкого района. Возможно, кто-то прочтет мое письмо, вспомнит юность и напишет мне в далекую Бурятию. Поздравляю всех выпускников 1967 года с юбилеем. Здоровья, творческих успехов и долголетия желаю всем”. Умение помнить хорошее, желать счастья людям – это еще один способ добывать радость из каждого прожитого дня. Честно говоря, очень не люблю слышать слова о том, что наше время очень трудное, нелегкое. Сразу ждешь, что человек начнет либо жаловаться, либо искать оправдания своей черствости.
“Живет в нашем поселке увлеченный человек – Нина Борисовна Мызникова, – с таких слов начинается письмо жительниц поселка Чернь Тульской области Г.САМОХВАЛОВОЙ и Г.СИЛАЕВОЙ. – Изумлены тем, что Нина Борисовна, не жалея времени, не зная усталости, ведет со взрослыми занятия в клубе “Литературные беседы”, который существует при библиотеке имени Пушкина. Она раскрывает людям мир поэзии, красоты и добра. А еще водит детей на экскурсии, рассказывает им о родном крае, о тех людях, которые выросли в этих местах”. Нина Борисовна преподает литературу в педучилище. Казалось, откуда у нее свободное время? Но у увлеченных людей иное исчисление часов, дней, месяцев. Они живут по своим собственным часам, заполняя день, насыщая его до предела событиями. Баратынский называл поэзию “полным ощущением известной минуты”. Наверное, чем больше таких минут, тем выше качество жизни. Редкие люди обладают этим богатством – минутами, прожитыми с абсолютным ощущением счастья и полноты жизни.
“Как я признательна преподавателям нашего педагогического университета, – восклицает Т.Селезнева из Кирова Калужской области. – После двадцати лет работы учителем они открыли мне другой взгляд на мир. Я получила новую специальность педагога-психолога. Стала понимать и ценить людей, относиться к ним иначе. Спасибо Лидии Ивановне Христиной, Елене Игоревне Горбачевой, Артуру Эммануиловичу Штейнмецу за то, что поверили в мои способности, щедро поделились знаниями. Теперь, если возникают какие-то вопросы, я набираю знакомый номер телефона или пишу письмо. Знаю, что мне помогут и поддержат”.
Умение быть благодарным, не забывать хороших людей – притягательное качество личности. Дорогого стоит доброе слово, сказанное в нужную минуту.
Тамара Дмитриевна КОЗЯКОВА из Нижегородской области немножко грустит, вспоминая прошедшие годы. “Кажется, только вчера пришла в свой первый класс, – пишет она, – а уже более тридцати лет минуло с тех пор. Тогда выпускники Горьковского института, расставаясь, пели песню: “Может, будет трудно, небогато – проживем, свой выбор не браня”. Вместе с мужем Тамара Дмитриевна работала в одной школе, муж – директором, она – учителем русского языка и литературы. Подвело здоровье, пришлось ей уйти на заслуженный отдых. В семье пятеро детей. Сын с невесткой – тоже учителя, дочь учится в педагогическом университете. Тамара Дмитриевна заканчивает свое письмо таким эпизодом из жизни: “Недавно встретила знакомую, она воскликнула: “Тамара, ты не представляешь, какая ты счастливая. Выжила после инфаркта, дети у тебя прекрасные, муж хороший, внуки рядом. Все вы вместе”. Может быть, она и права. Я действительно счастливый человек”.
Как часто кажется, что сегодняшний день плох, ничего он нам не дарит, все уповаем на завтра, надеемся, что вот-вот придет долгожданное счастье. Как важно уметь распорядиться сегодняшним днем. Счастье ведь не в том, чтобы многого хотеть, многого желать, а в умении радоваться тому, что есть. И спасибо вам, дорогие читатели, за хорошие, добрые письма, за то, что умеете вы видеть и ценить прекрасные мгновения жизни. Таинственна ли жизнь еще? Таинственна еще!
Надежда ТУМОВА
Ваш адвокат
Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР
В школе, где я веду 13 недельных часов (уроки провожу через день), директор хочет, чтобы в каникулярное время после отпуска я работала ежедневно, т.е. так же, как и все учителя, с полной учебной нагрузкой.
Правомерно ли такое требование?
Л.БУСЫГИНА
Алнаши,
Удмуртия
Во время осенних, зимних и весенних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с очередным отпуском, учителя привлекаются администрацией школы к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул. Оплата за работу в каникулярное время производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Поэтому нельзя требовать, чтобы учитель, имеющий неполную учебную нагрузку, работал в каникулярное время в таком же обьеме, как и учителя, имеющие полную учебную нагрузку.
* * *
Как определяется трудовой отпуск учителя, если я начал работать в школе со второго полугодия, т.е. с 21 февраля 1997 года?
Могу ли я получить нынешним летом отпуск за отработанные месяцы?
В.САВЕНКОВ
Городовиковск,
Калмыкия
Учителям, поступившим на работу в данную школу в течение учебного года, ежегодный отпуск может быть предоставлен в период летних каникул из расчета 4 рабочих дня за каждый проработанный месяц.
* * *
Моя коллега, учительница математики, в прошлом году ездила в лагерь отдыха для школьников. Работала там воспитателем.
За смену (24 дня) ей заплатили лишь ее учительскую ставку. Каким образом начисляется оплата воспитателя в лагере отдыха для школьников?
Л.СУХАЧЕВА
с. Покровка,
Тамбовская область
Порядок и условия привлечения педагогических работников для работы в оздоровительных лагерях утверждены приказом Министерства образования РФ N 113 от 29 марта 1993 г.
Педагогическим работникам, направленным в период, не совпадающий с их отпуском, в оздоровительные лагеря, находящиеся за пределами места их постоянного проживания (в том числе оздоровительные лагеря предприятий, профсоюзов и других организаций), помимо сохраняемой заработной платы, установленной в школе при тарификации, выплачивается за счет средств, предусмотренных на содержание лагеря, заработная плата по занимаемой в лагере должности. В данном случае полагалась заработная плата по должности воспитателя.
Кроме того, за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени, производится 15-процентная доплата к ставке по предусмотренной в лагере должности.
Если оздоровительный лагерь расположен в сельской местности, то ставки специалистов (в том числе воспитателей) повышаются на 25%.
Работникам оздоровительных лагерей, создаваемых органами управления образованием за пределами республики, края, области, города, района, оплачивается проезд в оба конца, суточные за время нахождения в пути в порядке, предусмотренном для служебных командировок. По окончании работы в лагере выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск по занимаемой в лагере должности.
Комментарии