Новое поколение выбирает
Что их туда влечет? Хочется сказать – любовь к детям, но, увы, многолетнее знакомство не только с хорошими учителями не позволяет этого сделать. Причин же, думается, много – для кого-то это возможность пристроиться на время, получить хорошее гуманитарное образование (а с ним и в секретарши, и в менеджеры, да и на любую высокооплачиваемую работу возьмут), для кого-то – попытка найти себя, для кого-то – действительно, воплощение детской мечты. А есть и такие, “затюканные” родной школой, для которых это единственный способ начать жизнь сначала и стать учителем, не похожим на того, у кого пришлось учиться самому.
Директор московского педагогического колледжа-лицея #5 Маргарита Федоровна ЛЕОНТЬЕВА уверена, что прошлое ее студентов абсолютно неважно: “Мы не звоним в школы, не требуем характеристик. Для нас Наташа Иванова – это просто Наташа Иванова – чистый лист”. Может быть, в этом кроется одна из причин успеха. В московских школах знают – если в школу пришел выпускник Леонтьевой, можно быть спокойным. Пройдет несколько месяцев, и нынешние третьекурсники окажутся один на один со своими учениками. А пока… пока они готовятся к педпрактике и соревнуются, кто же из них самый-самый.
С этой целью 10 ноября в актовом зале педколледжа #5 собрались участники Конкурса молодых специалистов, их болельщики и учителя. Двухчасовое состязание, 11 конкурсов, смех, аплодисменты, волнение, крики радости и слезы обиды. Три команды – “Московский учитель”, “Музы просвещения” и “D’classic” – состязались в профессиональных знаниях и умениях, смекалке, задоре, выдумке, юморе и артистизме. И поверьте, всего этого было предостаточно. Конкурсанты, к примеру, изобрели чудную рекламу профессии учитель: “Выбрав эту профессию, я чувствую себя удобно и комфортно в любое время суток”. А вот пять слагаемых успеха в этой профессии: “Одежда, указка, книга, чистый, красивый, хорошо подвешенный язык и мозги”. Девушки демонстрировали свои познания в падежных окончаниях имен существительных, математических формулах, истории, педагогике и психологии, философии. С блеском и даже виртуозностью делали иллюстрации к отрывкам из стихотворений А.С.Пушкина, вырезали из цветной бумаги фигурки героев пушкинских сказок и цитировали наизусть первоисточник, писали стихи на тему “Истина”, танцевали, проводили физкультминутки, читали скороговорки, пели, играли на музыкальных инструментах и разыгрывали сценки, отвечали на каверзные вопросы из зала. Кстати, о вопросах. Их задавали учителя, а они способны на многое. К примеру, могут спросить: “По какому фразеологизму инопланетяне узнают, что у землян не 2 ноги, а больше?” А теперь попробуйте ответить на такой вопрос: “Какая разница между учителем мужчиной и женщиной?” Задумались? А вот девчонки не растерялись: мужчину дети любят заранее, а женщине эту любовь надо еще завоевать. Вот до какой жуткой несправедливости доводит мужской дефицит в школе! Но, пожалуй, самым трудным оказался вопрос “Что всего мудрее?” Трудным, потому что для ответа на него надо напрячь не только голову, но и душу. Ответы были такие: слово, сердце, жизнь.
Воистину так. Слово предстоит нести им, в нем заключена вековая мудрость мироздания. Сердце подскажет выход из самых непростых ситуаций. Жизнь научит своим премудростям, опуская на самое дно и вознося под небеса. Сегодня она выбрала из трех команд одну. Жребий? Да. Игра случая, удача и везение. Но в такие игры мы все играем очень часто, и выигрываем гораздо реже, чем хотелось бы. Сегодня выиграли одни. Пусть и им, и проигравшим сопутствует удача. Их ждет трудная профессия, не всегда благодарная, не всегда приносящая радость, по заслугам не оплачиваемая. И понадобятся не только профессиональные знания, умения и навыки, но и сила духа, мудрость и мужество. А этому научить нельзя, это можно самому развить и воспитать в себе. И если сегодня новое поколение все-таки выбирает профессию учителя, если в школу придут образованные, умные, талантливые, веселые молодые люди, чего нам бояться каких-то там кризисов? Выдюжим, выстоим. Потому что пока двери школ будут открыты, пока каждое утро будут звучать слова: “Здравствуйте, дети. Садитесь. Тема сегодняшнего урока…”, у этой страны будет шанс выжить.
Ирина ГРИГОРЬЕВА
Комментарии