– Мария Александровна, фонд «Пушкинская библиотека» приступил к реализации нового проекта «Школьная библиотека». Почему именно фонд обратил свое внимание на проблемы школьных библиотек? – Одно из направлений деятельности фонда «Пушкинская библиотека» – осуществление программ по поддержанию российской культуры в области библиотечного дела и книгоиздания, в том числе и в сфере образования.
Основными задачами этого направления деятельности являются создание системы комплектования фондов библиотек России, изменение статуса библиотек и преобразование их в информационные образовательные центры. Решая эти задачи и используя уже имеющийся опыт, фонд разрабатывает и осуществляет новые проекты, направленные на совершенствование системы комплектования библиотек.
Поэтому обращение фонда «Пушкинская библиотека» к проблемам пополнения и обновления фондов школьных библиотек не случайно. Следует отметить, что еще год назад фонд издал каталог «Литература и русский язык в школе». Это был первый опыт каталога изданий, используемых в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
– А каковы цели проекта?
– Целью проекта «Школьная библиотека» является оказание информационной и методической помощи учреждениям дошкольного, специального (коррекционного) общего, дополнительного образования, средним и высшим педагогическим образовательным учреждениям, а также институтам повышения квалификации и переподготовки работников образования в комплектовании библиотек учебно-методической, справочно-энциклопедической, научно-популярной и иной литературой, предназначенной для использования в образовательном процессе на всех ступенях системы общего образования.
Реализация этой цели потребует тесного взаимодействия участников и исполнителей проекта. Выстраивается новая схема взаимодействия: издательства – фонд – органы управления образованием (всех уровней) – образовательные учреждения – библиотеки. Эта схема может быть и более короткой, а следовательно, более эффективной: издательства – фонд – образовательные учреждения – библиотеки образовательных учреждений. В соответствии с Законом «Об образовании» выбор учебной литературы относится к компетенции образовательного учреждения, а новые нормы Федерального закона №94 от 21.07.2005 года определяют механизм и порядок осуществления закупок продукции, в том числе и непосредственным получателем товара, в нашем случае – образовательным учреждением. Таким образом, созданы законодательные условия для того, чтобы органы управления образованием передали школам исполнение функций по приобретению учебной и иной литературы, необходимой для обучения и воспитания детей.
В соответствии с поставленной целью в рамках реализации проекта планируется выпуск 10 каталогов серии «Школьная библиотека».
В каталоги войдут все виды изданий, включая электронные: учебные, методические, справочно-энциклопедические, научно-популярные, развивающие и обучающие игры, аудио- и видеопродукция, которые могут быть использованы в образовательном процессе как в урочной, так и во внеурочной его формах. В связи с отменой Министерством образования и науки Российской Федерации (с апреля 2005 года) экспертизы и грифования программ, учебных и методических пособий в каталоги будут включаться издания, как имеющие, так и не имеющие грифа министерства. В аннотациях, включенных в каталог изданий, будут содержаться отметки о наличии грифа, если таковой имеется. Предполагаются ежегодное обновление и выпуск каталогов.
– Издает ли Министерство образования и науки каталоги учебно-методической литературы?
– В 2001 году Минобразование России помимо Перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе, впервые сформировало Перечень-каталог учебно-методических изданий на 2002-2003 учебный год в целях информирования участников образовательного процесса о всех изданиях, имеющих гриф министерства, и оказания помощи учителям в выборе учебной литературы, представленной на книжном рынке. В сопроводительном письме министерства говорилось о том, что приобретение учебных и методических пособий, выбранных образовательными учреждениями, может оплачиваться за счет бюджетных средств. Перечни-каталоги издавались министерством ежегодно до его реорганизации, в 2004 году Перечни-каталоги грифованной литературы на 2005-2006 учебный год (их два: для дошкольных и общеобразовательных учреждений) были выпущены Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации. Начиная с 2005 года Перечни-каталоги учебно-методической литературы министерством не издаются.
– Каковы особенности каталогов фонда и как они смогут помочь образовательным учреждениям в выборе литературы?
– Особое значение мы придаем структуре каталогов. Именно она поможет учителям, учащимся, родителям разобраться в предлагаемой для заказа литературе и выбрать пособия, дополняющие и улучшающие условия использования учебника, по которому ведется преподавание того или иного предмета в школе. Структура каждого каталога будет отражать особенности вариативного обучения на той или иной ступени образования. Например: издания раздела «Учебно-методическая литература» в каталоге «Начальное общее образование» будут структурированы по системам, комплектам и программам обучения, каталоги для ступеней основного и среднего (полного) общего образования – по предметам, уровням и программам обучения. Каталоги обеспечат образовательным учреждениям возможность формирования комплексного заказа на издания, выпускаемые в разных издательствах. Фонд готов принимать как сводные заказы на литературу от органов управления образованием, так и индивидуальные заказы образовательных учреждений и обеспечивать централизованную поставку заказанных книг. Реализуя данный проект, мы надеемся на то, что, своевременно информируя образовательные учреждения о выпускаемой литературе и осуществляя ее доставку, можно преодолеть изолированность детских садов, школ и других образовательных учреждений отдаленных регионов Российской Федерации.
– Насколько цены на книги, указанные в ваших каталогах, будут выше цен издательств?
– Осуществляя данный проект, «Пушкинская библиотека» не преследует коммерческой цели, все книги каталога заявлены по ценам издательств с учетом стоимости доставки.
– Кто может стать участником вашего проекта?
– Рассылка каталогов будет осуществляться в органы управления образованием субъектов Российской Федерации (краевые, республиканские, областные), а также по возможности в муниципальные органы управления, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования, региональные библиотечные центры. Мы рассчитываем на вовлечение в этот проект большого числа общеобразовательных учреждений, дошкольных, специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Однако каталоги могут быть востребованы средними и высшими педагогическими образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ведь существуют проблемы, не только связанные с комплектованием школьных библиотек, но также и библиотек ссузов, вузов, ИПКиПРО. Отсутствие в педагогических образовательных учреждениях книг, отражающих полный спектр современной учебной и методической литературы, предназначенной для учащихся, воспитанников, педагогов, не дает возможности подготовить студентов – будущих современных учителей – к осознанному выбору учебной программы курса, учебника, к выбору и использованию в практике интерактивных средств обучения, повышающих качество образования.
– Какой каталог планируется издать первым?
– В настоящее время сформирован каталог «Дошкольное образование».
Решение проблемы обеспечения дошкольных образовательных учреждений современной учебной, методической, педагогической литературой требует особого внимания. Создать условия для развития разнообразных задатков и способностей ребенка, подготовить детей к обучению в различных видах общеобразовательных учреждений: в школе, гимназии, лицее, создав при этом «равные стартовые возможности» (в рамках предшкольной подготовки), – непростые задачи, решение которых невозможно без использования современных программ, пособий, методик обучения и воспитания. Отечественное книгоиздание предлагает большой спектр литературы для детей дошкольного возраста. После отмены экспертизы пособий перед дошкольными образовательными учреждениями возникает задача самостоятельного анализа и отбора учебной и методической литературы. В помощь руководителям дошкольных учреждений, педагогам и родителям подготовлен каталог изданий, прошедших предварительный отбор и экспертизу специалистов в области дошкольного образования, имеющих большой опыт участия в осуществлении экспертной оценки учебных пособий и хорошо знающих этот сектор книжного рынка. В каталог включено более 1700 наименований изданий, представленных 34 издательствами, выпускающими пособия для детей дошкольного возраста. Издания распределены по шести разделам: в первом разделе представлена учебно-методическая литература; справочно-энциклопедическая – во втором разделе; издания, раскрывающие правовые, нормативные аспекты организации работы детских образовательных учреждений, научно-популярная педагогическая и психологическая литература включены в раздел третий; в четвертый раздел отнесены развивающие и обучающие игры; пятый раздел – книги для чтения; шестой раздел представляет большое количество пособий для организации досуга детей дошкольного возраста. Каталог предваряют пояснительная записка, в которой содержится информация о структуре, содержании, порядке формирования каталога, предисловие, составленное экспертами, и информационная записка о порядке заказа выбранной литературы.
– Мария Александровна, насколько актуальна сегодня тема проекта?
– Насколько актуален сегодня проект «Школьная библиотека» показывает ситуация с комплектованием школьных библиотек, сложившаяся в последние десять-пятнадцать лет. В эти годы наблюдалась тенденция уменьшения фондов школьных библиотек. По итогам проведенного в 2002 году Министерством образования Российской Федерации анализа ресурсной базы школьных библиотек обеспеченность художественной литературой составляла в среднем 3 – 4 книги на одного учащегося, обеспеченность отраслевой литературой по естественным наукам, экономике, истории еще ниже, чем художественной литературой. Учебно-методической, научно-популярной, справочно-энциклопедической литературы в школьных библиотеках было крайне мало, а имевшиеся в библиотечных фондах издания физически и морально устарели и в связи с этим не могли удовлетворять информационные потребности учителей и учащихся.
С полной ответственностью можно сказать, что и сегодня ситуация с пополнением и обновлением библиотечных фондов ненамного изменилась к лучшему. В этой связи представляется целесообразным отметить, как минимум, две проблемы. Первая – недостаточное выделение финансовых средств, которых не всегда хватает даже на своевременное приобретение учебников (в ряде регионов учебники обновляются раз в 6 – 7 лет вместо положенных 4). Вторая проблема – слабая информационная поддержка учебного книгоиздания. Отсутствие специализированных каталогов изданий для дошкольных, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и централизованной системы заказа и поставки литературы даже при наличии финансовых средств затрудняет выбор и приобретение современной учебной литературы.
В сложившейся ситуации трудно себе представить возможность решения основной задачи модернизации образования – повышения качества образования – без существенного обновления и пополнения фондов библиотек образовательных учреждений и превращения их в универсальные центры, реализующие информационные, образовательные и культурные функции.
Школьные библиотеки всегда жили по остаточному принципу финансирования и материально-технического оснащения. В то же время состояние библиотеки – ее статус, нормативное, ресурсное и кадровое обеспечение – свидетельствует о степени готовности и потенциальных возможностях образовательного учреждения предоставлять обществу качественные образовательные услуги.
Безусловно, сегодня популярными являются темы модернизации образования: предшкольная подготовка, профильное обучение, информатизация образования. Все это важные направления развития системы образования. Но, говоря о новых информационных технологиях в образовании, дистанционном обучении, сетевых учителях, тьюторах, нельзя забывать о том, что процесс образования начинается «с картинки в …букваре». Первое знакомство и первый интерес к школьному предмету – это результат просмотра страниц учебника, азбуки. Поэтому учебник должен быть интересным, красочным и хотелось бы новым, особенно азбука для первоклассника. Для получения качественного общего образования, успешной подготовки к ЕГЭ одного учебника недостаточно. Помимо учебника необходимы рабочие тетради, задачники, практикумы, сборники упражнений и тестовых заданий, электронное сопровождение, научно-популярная, справочно-энциклопедическая, критическая, художественная литература, а не краткий пересказ художественных произведений. Это основные средства обучения и воспитания, обеспечение детей и учителей которыми является важной задачей государства. Хотелось бы надеяться, что на очередном этапе модернизации отечественной системы образования решение проблем школьных библиотек станет наконец-то одним из приоритетных ее направлений.
Комментарии