Детская литература переживает кризис, несмотря на то что полки наших магазинов завалены Гарри Поттером, детскими детективами, фэнтези и любовными романами для девочек. Но большинство здравомыслящих родителей, выбирая чтение для своих детей, предпочтут всем этим новинкам те книги, которые читали сами: малышам – Корнея Чуковского, Маршака и Сергея Михалкова, подросткам – Жюля Верна и «Дикую собаку Динго».
Самое удивительное, что талантливые детские писатели есть, в этом я убедилась, побывав на очередном заседании клуба «Новая книга» в малом зале Центрального дома литераторов, посвященном выходу в свет первой книги публициста и писателя Ирины Репьевой «Настя – травяная кукла, или Тайны Деда Мороза» (издательство «Православная литература», 2004 год). Заседание из творческого вечера незаметно превратилось в жаркую дискуссию о детской литературе и детском книгоиздательстве. Причем мнения зачастую были диаметрально противоположны.
– Дети все реже становятся героями современных писателей, за них ведь Букеров не дают, – посетовал детский писатель Александр Торопцев.
Ирина Репьева за Букерами не гонится, поэтому пишет… сказки для детей. Оказалось, что самое сложное – не только издать, но продать книгу.
– Хотя «Настя – травяная кукла» получилась красивой и дети читают ее с удовольствием, ей не дали гигиенический сертификат, в результате книга не может продаваться в больших магазинах, так что мне самой придется думать о ее распространении, – поделилась своими проблемами Ирина Владимировна. – Впрочем, детской литературе всегда жилось трудно, – продолжила она, сославшись на молодого Андерсена и Чарлза Диккенса. Вхождение в литературу одного из самых известных детских поэтов – Корнея Чуковского было причудливо и, в общем-то, случайно. Некий богатый издатель Клячко позвал его редактировать «Библиотеку еврейских мемуаров». На семейном празднике Чуковский прочитал ему две сказки – «Мойдодыр» и «Тараканище». И тут же Клячко воскликнул в восторге: «Вот что надо печатать в моем издательстве!»
– К сожалению, сегодня успех писателя вовсе не находится в прямой зависимости от его таланта, – с горечью сетует Ирина Владимировна, – особенность нашего времени в том, что о достоинствах писателя судят по количеству, а не по качеству изданных им книг. И поэтому появляются писатели-«убийцы», которые ради заработка вынуждены лепить свои произведения с такой скоростью, что они не успевают созревать. Они совершенно сознательно идут на создание книг-однодневок, рассуждая, как иной безответственный многодетный отец над гробом ребенка: «А, еще нарожаю!».
Я же, слушая Ирину, подумала, а не в этом ли причина горького мнения о современной детской литературе Сергея Михалкова, который сказал буквально следующее: «Детской литературы в России больше нет. Старые писатели умерли, а молодые еще не народились». В связи с этим хотелось бы процитировать слова выступавшей здесь детской писательницы Тамары Крюковой:
– Все мы, детские писатели, разные и теряемся на своих маленьких планетах, нам просто необходимо объединиться, и тогда мы не будем уповать лишь только на государство, но и сами многое сможем делать.
Особый разговор зашел о жанре сказки. К сожалению, оказалось, что он в последнее время подвергается довольно жесткой дискриминации. Так, когда один молодой автор из провинции позвонил в московское издательство и предложил свою сказку, ему сразу, не задумываясь, ответили: сказки нам не нужны, даже не выразив желания прочитать рукопись. А вдруг там шедевр, что-то вроде нового Петра Ершова?
Кто-то из русских литераторов заметил: «Чтобы понять душу народа, надо проникнуть в его сны. Но сны народа – это его эпос, его сказки, его поэзия». Проще говоря, сказка всегда национальна, и потому ее так боятся некоторые коммерческие издания, раскрутившиеся на западные деньги, вполне резонно полагает Ирина Репьева.
В завершение мне хотелось бы привести слова литературоведа, доктора филологических наук Натальи Данилиной:
– Каждый родитель выступает в роли критика, выбирая книжки для своего ребенка, – считает она. – Когда мы были детьми, нам не хватило таких жанров, как фэнтези, фантастика. Современные же дети ими перекормлены, как сладкими пирожными. Проблема теперь в том, что подростки мало читают о родной истории, о национальных героях, детской литературе катастрофически не хватает идеологии. Ребенок – незамутненный мир, поэтому у детского писателя особая ответственность, он не должен допустить, чтобы дети, познавая мир, читали порченое слово…
Комментарии