Почему дети неправильно пишут? Чаще всего этот вопрос задается с плохо скрываемым раздражением. Мол, мы же все делаем нормально. Неужели трудно писать безударные гласные и непроизносимые согласные, ставить большую букву в начале имен собственных, отделять частицы от глаголов, расставлять запятые и точки с запятой там, где это положено? Неужели так тяжело делать все по правилам? Тяжело. Взрослому ничуть не легче ребенка.
Вы никогда не пробовали сами писать так, как положено? Допустим, вы пишете письмо или заявление, составляете отчет, набрасываете проект. Остановитесь. Подумайте, правильно ли вы это делаете. Посмотрите, есть ли в вашем тексте словарные слова, просклоняйте каждое существительное в первом абзаце и проспрягайте каждый глагол в четырнадцатом. На третьей странице найдите и подчеркните однородные члены предложения. Разберите по составу пятое слово в восьмой строчке сверху. Определили, где приставка и суффикс? Нет? Как же так, ведь вам предстоит еще сделать его морфологический разбор. Вы не знаете, что такое “морфологический разбор”? Это печально, потому что вам еще предстоит определить тип зависимости членов в ваших словосочетаниях, понять, каких предложений в тексте больше, сложносочиненных или сложноподчиненных. Понравилось? Хотите еще? А ваш ребенок, который делает то же самое в школе каждый день, каково это ему?
Теперь скажите, какое отношение эти процедуры имеют к вашему тексту? На первый взгляд абсолютно никакого. Текст есть более или менее связный набор слов, несущий определенную информацию. Вы хотели что-то сказать, вы подумали об этом, но перед вами сейчас нет того, кому эти мысли нужны. Или они нужны очень многим. Поэтому вы пользуетесь письменностью, чтобы сохранить для себя и передать другим то, что вы хотели. Но ведь у языка есть определенные законы. Иначе передача сведений невозможна, каждый будет чертить на бумаге, что ему вздумается, и называть это своим видением мира. В искусстве такая революция (то есть откат назад) уже произошла, поэтому понятие закона в искусстве отсутствует начисто. Ну и кому нужно такое искусство, кроме художников и критиков? К счастью для общества, законы языка пока живы. Но как они живут в нас сегодня? Как мы, а следовательно и наши дети, относимся к закону вообще?
Когда заповедей всего десять, их несложно и даже желательно запомнить. Конституцию страны наизусть знает уже далеко не каждый. А Уголовный кодекс? А Гражданский? А свод законов о браке и семье? Но как же мы тогда живем? Как ориентируемся в мире, как удерживаемся от преступлений, как находим работу, как заводим семью? Автоматически? Естественно? Сами по себе? Скорее все же по аналогии, глядя вокруг, постепенно научаясь чему-то у окружающих, повторяя их действия. А если мы ненароком уклонимся в сторону, тогда есть и книги, и люди, которые укажут нам на нашу ошибку, на то, что наши действия незаконны, и даже объяснят почему. Так в жизни, а разве так в языке? Не в языке вообще, а в нашем сегодняшнем “русском языке”, главном предмете школьной программы.
Представьте себе, что ваше знакомство с жизнью протекает не от жизни к законам, а наоборот. Что вам во втором классе предлагают выучить Конституцию, в пятом объясняют, что это такое, а в восьмом дают примеры ее применения. Причем, пока вы не знаете содержания определенных статей, вы не имеете права даже пытаться свободно жить. Это абсурд? Отнюдь, преподавание русского в школе все чаще выглядит именно так. Сначала правила языка, потом искусственно придуманные примеры правил и, наконец, живые, жизненные проявления правил в литературном языке. Вы скажете, что это не так уж и плохо, что так учили и вас. Вы неграмотны ровно настолько, насколько вас так учили. Прекрасно, когда законы ограничивают жизнь человека, как стены, но что станет с жизнью, когда они придавят ее сверху, как могильная плита?
Наряду с формальным школьным обучением грамоте в недавние времена в жизни почти каждого ученика была совершенно противоположная струя. Были любимые книги, люди, которые грамотно и приятно разговаривали (часто это были те же учителя), было множество стихов, которые учили наизусть или хотя бы читали вслух, даже на уроках еще недавно гораздо больше списывали текстов и слов, чем “разбирали” их. Это была та живая языковая стихия, в которой ребенок, осознанно и неосознанно подражая, учился ориентироваться. На этот естественный, самостоятельно приобретенный опыт законы языка ложились органично, не диктуя, а только направляя. Для большинства образованных людей грамотность не была тем, что учат. Вы читали, слышали, списывали естественные образцы и учились чувствовать речь. Вы чуяли законы языка, лишь изредка проверяя себя.
Теперь все по-другому. Живая языковая среда гибнет у нас на глазах, видеофильмы, компьютеры и приставки (вещи сами по себе неплохие) вытеснили книги, количество грамотно и живо говорящих людей (включая учителей) резко упало, стихи учат мало, читают вслух еще реже, списывание литературных текстов заменилось разбором искореженных, вырванных из произведений цитат. Русский и литература почти не связаны между собой. Книги на литературе тоже перестали читать и понимать, остался один “разбор”. Законы языка раньше направляли детей, теперь они диктуют им, как писать и говорить. Что из этого может выйти? То, что выходит.
И все-таки ребенок, к счастью, сильнее, чем учебная программа. Дайте ему разбирать или склонять слова, он сделает это как придется, потому что его личные интересы никак не участвуют в письме. Но дайте ему написать то, что его волнует, так, как ему захочется. Ослабьте на время контроль над формой и содержанием текста. Задайте вопрос и дайте ответу вылиться изнутри, и вы увидите чудо. Почти каждый начнет интересоваться правописанием и пунктуацией, станет проверять по десять раз каждое слово. Ведь это его слово, ему дорого то, что он сказал. Любой по-настоящему свободный человек, а тем более ребенок, чувствует естественную необходимость и потребность в законах и правилах. И тогда они не навязываются сверху, им находится место внутри. По-моему, не так страшно, что дети “не умеют” писать. Было бы хуже, если бы они не желали думать и чувствовать живую жизнь. Впрочем, это всего лишь мнение.
Иван ЛОПАТИН
Комментарии