Слет юных инспекторов движения «Безопасное колесо» – хорошо знакомое многим название. У тех, кто родился в Советском Союзе, возникает множество ассоциаций и законный вопрос: а что, он до сих пор проходит? Представьте, да! В Москве уже 36 лет, а всесоюзное движение возникло даже раньше – в 1973 году. Зато столичные юные инспектора соревнуются без единого перерыва. В этом году, чтобы доказать, что каждый достоин участия во всероссийском финале, на очередные городские соревнования в кадетском оздоровительном лагере «Патриот» в Рузском районе Московской области собрались 44 команды – 176 юных москвичей из 11 округов столицы.
В каждой команде – 4 человека: два мальчика и две девочки. На городской финал от округа попадают команды, занявшие на окружном этапе 1, 2 и 3‑е места (младшая группа, дети 10-12 лет), и одна команда старших ребят – 13-15 лет. Они прошли целый ряд испытаний на школьном и районном этапах. Правила везде одинаковые, виды заданий тоже. Но на городском уровне, конечно, все сложнее. Содержание конкретных заданий – военная тайна, охраняемая лучше, нежели задания ЕГЭ. Придумывают задания сотрудники Госавтоинспекции. Они же входят в жюри.Слет – совместное мероприятие Департамента образования Москвы и Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по городу Москве, его поддерживают столичный Департамент здравоохранения и другие заинтересованные организации.Тандем Госавтоинспекции и образования не случаен. Сотрудники Госавтоинспекции знают, где реальная опасность, на что надо в первую очередь обратить внимание детей. А педагоги могут подсказать, как надо подавать информацию юным инспекторам движения.«Кстати, откуда пошло это название – юные инспектора движения?» – задаю давно мучивший меня вопрос начальнику отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД Москвы Артему Иванову.«Решение о создании отрядов юных инспекторов движения принималось, чтобы у Госавтоинспекции были помощники, которые могли перевести на доступный для сверстников язык правила дорожного движения. Были юные друзья милиции и юидовцы».Главной целью и создания отрядов, и проведения слетов всегда была профилактика дорожных происшествий с участием детей. Правда, раньше юидовцы были немного постарше – 13-14‑летние мальчики и девочки. Их даже допускали до управления автомобилем. Конечно, в машине был и судья-инструктор, который дублировал поведение ребенка – как в обыкновенном учебном автомобиле.Теперь юидовцы стали моложе – это уже 10-12‑летние дети, и основное средство передвижения, на котором надо им научиться передвигаться, – конечно, велосипед.Артем Валерьевич сетует: «Родители часто забывают, что купив ребенку велосипед, еще нужно научить им пользоваться. Причем речь идет не только о велосипедах, есть еще самокаты, скутеры, ролики. Ребенка нужно научить управлять всем этим. К сожалению, редко кто из мам и пап учат своих детей, например, правильно сигналить, когда ребенок собирается повернуть. А это очень важный навык».Именно поэтому велосипеду на слете отведено два конкурсных задания из шести. Одно из них – «Фигурное вождение велосипеда». К жизни в городе, да и не только, оно имеет непосредственное отношение. Ребятам предлагается аккуратно объехать кегли. Но и в реальности, в родном дворе, юных велосипедистов ждет немало препятствий – деревья, припаркованные автомобили, и все это в условиях ограниченного пространства. Какая главная цель этого испытания? Научить ребенка быть внимательным. Увиливаешь от припаркованного автомобиля – посмотри назад, иначе тебя может сбить другая, движущаяся, машина. «Ребенок должен эту опасность осознать», – убежден Артем Иванов.Еще один конкурс для хозяев двухколесных машин – «Вождение велосипеда в Автогородке». На небольшой площадке представлено несколько светофоров, перекрестков, железнодорожный переезд и другие «коварности» из реальной жизни, которые ждут детей на улице. «Ребята, которые сейчас двигаются на велосипедах, впоследствии станут водителями, – комментирует Артем Валерьевич. – Но уже сейчас они понимают, что необходимо определенное расстояние, чтобы притормозить, что пешеход, который переходит проезжую часть в неположенном месте, подвергает себя опасности, потому что водитель его не ждет и не может вовремя остановиться». Поняв основные принципы поведения пешехода и водителя на дороге, гораздо больше шансов остаться в живых, это особенно актуально для граждан мегаполиса…Кстати, многие ребята говорят, что это самое сложное испытание, ведь нужно не только грамотно объехать все препятствия, но и отметиться на нескольких КПП. А некоторые дети, наоборот, признались, что «Автогородок» – самое интересное и легкое… Это опытные юидовцы, которые могут и родителям давать советы, сидя рядом в семейном автомобиле.Основной конкурс, конечно, – на знание правил дорожного движения, проверка организована на компьютере. Непростое задание – глядя на картинку, определить очередность проезда перекрестка тремя транспортными средствами, причем картинка демонстрируется 20 секунд. Нужно проанализировать дорожные знаки, сигналы, которые подают автомобили… Новое задание: детям показывают реальную фотографию дорожной ситуации, они ее изучают 20 секунд. Затем даются фрагменты снимков и нужно из них выбрать те, которые имеют отношение к заявленной ситуации. Задание очень непростое, я пробовала… Но здорово тренирует внимание и умение оценить опасность, которая угрожает тебе здесь и сейчас.Следующий конкурс условно называется «Основы безопасности жизнедеятельности». Но практически ребятам опять предлагаются задания на знание правил дорожного движения. Только в данном случае их надо творчески осмыслить. На большой магнитной доске (или, как здесь называют, планшете) создан город из фигурок людей, зданий, различных видов транспорта. Ребятам раздаются магнитные фишки – ими надо отметить, кто из участников движения нарушил правила. Команда, выступавшая на моих глазах, не допустила ни одной ошибки. А ведь порой понять, что к чему, непросто, ведь нарушить правило – это не только перейти дорогу на красный свет. Например, нужно знать такие тонкости, что велосипедист на проезжей части имеет право ехать только по правой крайней полосе.Многие ребята с восторгом отзывались о конкурсе «Оказание первой медицинской помощи». Это самая увлекательная игра, потому что в ней задействованы манекены, изображающие раненых людей (в просторечии их именуют Гоша). Однако детям всегда напоминают: в реальности может случиться подобное – ушиб головы, живота, ноги, руки – и тогда от твоей сноровки будет зависеть жизнь человека. Поэтому одна из участниц убежденно сказала в беседе со мной: «Самое сложное задание – медицина. Мы убили Гошу… У него была клиническая смерть, я ему делала искусственное дыхание. А мальчик нажал ему случайно на живот и что-то сломал».Судьи этого конкурса – сотрудники Центра экстренной медицинской помощи, очень опытные в своем деле специалисты, по-доброму относящиеся к конкурсантам, и даже без ропота позволяющие бинтовать воображаемые раны на своей голове. Вот один из членов жюри уже принял у девочки зачет, остался доволен знаниями ребенка и предлагает уже вне конкурса научиться приемам сердечно-легочной реанимации. Такой мастер-класс – как приз! Ребята не хотят уходить, хотя конкурс давно пройден, они готовы слушать наставников снова и снова и, похоже, совсем забыли, что это не педагоги, а строгие судьи…Самый веселый конкурс – творческий. Задача команды – выйти на сцену в своей форме и показать мини-представление – сценку, песню, танец, частушки, что угодно. «Мы побуждаем людей к соблюдению правил дорожного движения, к тому, чтобы они были внимательными», – рассказывают мне две четвероклассницы. Участница другой команды рассказала о своей роли в агитбригаде: «Я Шапокляк. Сначала не хочу выполнять правила дорожного движения, а потом вступаю в отряд юных инспекторов движения». Учителя и дети, готовя сценарий выступления, используют мотивы известных песен и стихи из Интернета. Но некоторые особо творческие товарищи сочиняют стихи сами. И здесь важно не сделать фактической ошибки.Одна из команд спела такие строчки: «…ты, приятель, не зевай, обходи автобус сзади, ну а спереди трамвай». Сразу после выступления жюри обратило внимание ребят: «У вас ошибка – уже давным-давно автобус не обходят сзади, а трамвай спереди. По правилам мы ждем, когда транспортное средство общественного пользования уедет и затем переходим дорогу. Или отходим сами на безопасное расстояние и переходим. Запомните, пожалуйста».Мне понравилось выступление ребят из 935‑й школы:Что нашу дорогу делает безопасной?Общие усилия, это всем ясно.Пусть мы еще не взрослые,А пока еще дети,За безопасность движенияМы тоже в ответе!Дни слета были мудро спланированы организаторами. Конкурсные задания были так распределены в течение дня, что ребята успевали и отдыхать, и играть в подвижные игры, баскетбол, волейбол, гулять, устраивать флешмобы. А вечером с удовольствием отплясывали на дискотеке.А победили, как всегда, самые стойкие и дисциплинированные.В категории 10-12 лет:абсолютный победитель – команда школы №1947 (Восточный округ);2‑е место – команда школы №1065 (Юго-Западный округ);3‑е место – команда школы №96 (Центральный округ).В категории 13-15 лет:1‑е место – команда школы №1240 (Центральный округ);2‑е место – команда школы №2084 (Троицкий и Новомосковский административный округ);3‑е место – «Технорама на Юго-Востоке», вторая команда (Юго-Восточный округ).Московская область
Комментарии