Развитие речи детей всегда занимало особое место в работе педагога. Однако современные тенденции делают этот вопрос еще более актуальным. Основная причина – в катастрофическом уменьшении реального вербального общения, которое переходит на уровень виртуальной коммуникации в соцсетях и мессенджерах. Как только ребенок научается формулировать свои мысли в письменной речи, общение перетекает в систему переписки, где часто ошибки грамматики, орфографии и стилистики либо не исправляются, либо откровенно игнорируются. А про пунктуацию даже говорить не стоит: в переписке просто стало не принято ставить знаки препинания.
И даже не так страшно, что дети не усваивают определенные разделы русского языка – это можно наверстать. Самая большая проблема в том, что дети (а теперь уже и молодежь) не считают это целесообразным. И если для людей более старшего возраста, которые достаточно хорошо знают русский язык, понимание значения фраз доступно, а исключение знаков препинания, заглавных букв и сокращения слов не мешают уяснению сущности высказывания и воспринимаются скорее как игра, то для подрастающего поколения это имеет далеко идущие последствия. За счет такого упрощения они не только не научаются правильно писать, но и затрудняются формулировать свои мысли и понимать чужие. А главное – мимо них проходит вся красота, вся наполненность и содержательность текста, все богатство русского языка; не формируется любовь к русскому языку как уникальному лингвистическому и даже ментальному феномену, ведь мыслит человек тоже понятиями родного языка.
Ситуация осложняется еще и тем, что среди молодого поколения не принято читать, особенно русскую классику. И уж почти совсем дети перестали сами читать стихотворные тексты.
Надо что-то делать! Уверена, что наиболее доступный способ исправить ситуацию – прививать понимание, знание и любовь к русскому языку еще на дошкольной ступени образования, пока ребенок не взял в руки клавиатуру. Направления работы обозначены в законодательных и нормативных российских документах, касающихся образования и воспитания. Задача педагога дошкольного образования – делать ее постоянно, целенаправленно и интересно для детей.
Основополагающим здесь я считаю возвращение к книге. Конечно, потом дети перейдут на электронные версии, это теперь уже неизбежно, но чувство единения с героями, персонажами, ситуацией, подкрепленное сенсорными ощущениями перелистывания листов произведения, останется с ребенком на всю жизнь.
Со своими воспитанниками я ввела правило чтения одного произведения каждое утро. Это в основном сказки, причем небольшого объема, так как при чтении в несколько приемов удерживать в памяти сюжет могут только старшие дошкольники, и то продолжение чтения начинается с напоминания, например: «Вы помните, куда пошел Чиполлино? Зачем он пошел? Давайте узнаем, что же у него получилось».
Основное условие: книг в группе должно быть несколько, чтобы даже во время чтения дети могли держать книгу в руках или даже перелистывать. Если произведение не перенасыщено иллюстрациями (что контролируется при отборе произведений и конкретного издания книги), это не отвлекает дошкольников от процесса слушания. Зато потом они всегда могут подойти к полке с книгами, снова взять книжку в руки и вспомнить сюжет, перелистывая страницы и ориентируясь на рисунки, опять погрузиться в волшебный мир сказки. Для этого в книжном уголке предусмотрены столик и несколько стульев и введено правило: здесь ребенок общается только с книгой и нельзя разговаривать, мешать ему (обсудить произведение дети могут в другом месте и при других обстоятельствах). Это своего рода сакральное действо в контексте условного диалога «я и книга», единение с ней, которое не может не запомниться и тем самым интериоризировать весь процесс развития дошкольника.
Чтобы эмоционально закрепить впечатления и запомнить прочитанное, мы сопровождаем чтение небольшими пластическими этюдами. Например: «Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла очками. Покажите, как бы вы укрыли девочку, если бы были яблонькой».
В ходе всего дня обсуждается и частями обыгрывается сюжет прочитанного произведения. Подбираются тематические подвижные игры для прогулки, или уже известные наполняются новым смысловым содержанием. Например, в отношении той же сказки «Гуси-лебеди» за основу бралась известная игра «Прятки», только прятались дети от гусей-лебедей и с условием, чтобы их не увидели сверху.
С родителями воспитанников у нас договоренность: в родительский уголок каждый день ставится «книга дня» или лист с названием произведения. Мамы и папы обсуждают с ребенком сюжет, обозначают свое отношение к персонажам, приводят красивые в языковом плане цитаты, акцентируя внимание на их плавности, выразительности, наполненности.
Дома текст либо перечитывается, либо ребенок смотрит мультфильм по этой сказке с последующим обсуждением в семье. Некоторые родители (в основном в семьях, где несколько детей) инсценируют с ребенком сказку. В группу потом приносят фотографии, а по итогам месяца составляется доступный для всех родителей и педагогов фотоотчет. Дети по их просьбе рассказывают, как это проходило.
Участие в такой инсценировке кого-то из детей стимулирует других воспитанников также запечатлеть результат своего общения с книгой, чтобы в следующий раз и их фотография была в фотоотчете.
Работа с книгой наполнена еще множеством нюансов. Думаю, что мой опыт будет подхвачен другими педагогами дошкольного образования, ведь дети – это наше будущее не только в глобальном, поколенческом аспекте, но и конкретно нашем, обыденном: ведь нам жить с ними рядом и когда они вырастут. А так хочется, чтобы при таком глубоком общении с книгой они выросли добрыми, понимающими, помогающими и созидающими!
Анастасия ПТУХИНА, воспитатель школы №1018
Комментарии