В этом учебном году для проверки мне, как эксперту Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова», достались материалы в различных номинациях – «Организация ученического самоуправления», «Профориентационная работа» и «Сценарии воспитательных мероприятий». Столько всего занимательного и полезного было представлено на суд жюри! Но обо всем по порядку.
Участники конкурса живут в разных уголках нашей страны – от Северного Кавказа до Дальнего Востока. Очень интересно было знакомиться с работами, в которых авторы отразили особенности своего родного края, материалами, впитавшими мудрость многих поколений земляков. Номинация «Организация ученического самоуправления». Учителя в школах нашей страны не сидят без дела. Это хорошо видно из присланных материалов. В них рассказывалось о маленьких государствах-республиках, созданных в образовательном учреждении, где каждый класс – это отдельная страна со своими органами управления, названием, девизом и прочей атрибутикой. В некоторых местах есть даже свои мэры и президенты. Здорово, когда в такой игре школьники постепенно и нескучно знакомятся с основами государственного управления. Думаю, что эти навыки, приобретенные в школе, несомненно, пригодятся в их дальнейшей жизни. Наиболее интересными и содержательными были работы старшей вожатой гимназии №3 Белгорода Марии Серпилиной и педагога-организатора школы №16 Нижнекамска Республики Татарстан Людмилы Бакакиной. Авторы предложили четкую структуру работы, определили организационные блоки, четко выделили их функции, указав особенности деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса (включая школьников, учителей, администрацию и родителей). Учитель из школы №2 села Кандры Туймазинского района Республики Башкортостан Лариса Литвинова представила на конкурс информацию по рейтинговой системе оценки достижений учащихся, которая будет полезна многим педагогам (особенно сейчас, когда особое место в оценке учащихся будет занимать портфолио их достижений, что требуется при внедрении новых ФГОС). Любовь Мануйлова и Елена Двойнишникова из гимназии №2 Вологды прислали материалы по четкой организации внеурочной деятельности класса. Приятно было смотреть на фотоотчеты педагогов, на веселые и задорные лица ребят, занятых выполнением различных поручений, фрагменты школьного и классного уголков. Читая многие работы, вспоминалось наше давно забытое пионерское детство. Хорошо, что воспитательная работа во многих школах страны не затихла и учителя вместе с ребятами и родителями находят время для такой активной работы. Спасибо вам за это! Номинация «Профориентационная работа». Татьяна Винокурова из Киселевской школы-интерната VIII вида Пермского края предложила интересное занятие по выбору будущей профессии. Елена Гура, преподаватель Уссурийского суворовского военного училища (Приморский край), предложила огромный перечень мероприятий по профориентации учащихся. Чувствуется, что в этом учебном заведении ведется огромная просветительская работа по подготовке к выбору будущей профессии. Об этом свидетельствует и очень качественно выполненная презентация с огромным количеством фотографий.Педагог-психолог из новосибирской коррекционной школы Ирина Танкова прислала подробную программу работы для специальной школы. Учитель начальных классов из села Васильевка Самарской области Светлана Шейкина разработала прекрасную программу внеурочной деятельности и занятие «В мире профессий». Несомненно, такие находки будут полезны многим учителям. Номинация «Сценарии воспитательных мероприятий». Как всегда, в этой номинации представлено больше всего работ и авторов. Они очень разнообразны по теме, возрасту школьников, для которых предназначены, а также по форме организации мероприятий. Некоторые учителя прислали два, три материала. Среди работ были и те, которые заслужили очень высокую оценку. Это материалы Юлии Блохиной (Пермский край), Юлии Богомоловой (Забайкальский край), Зои Васильевой (Республика Башкортостан), Ольги Вершининой (Омская область), Ольги Винтиловой (Владимирская область), Натальи Гордеевой (Рязанская область), Лидии Гребенщиковой (Республика Марий Эл), Ольги Деревяшко (Красноярск), Маргариты Ефименко (Ставропольский край), Галины Илюхиной (Омская область), Ирины Ионкиной (Владимирская область), Татьяны Казаковой (Омская область), Мариет Кайтовой (Республика Северная Осетия – Алания), Ларисы Калабиной (Кострома), Татьяны Касатиной (Московская область), Татьяны Колотушкиной (Московская область), Елены Котляровой (Ставропольский край), а также Екатерины Агибаловой (Красноярский край), Муминат Амангуловой (Республика Дагестан), Марины Андросовой (Ставропольский край), Анны Бабейко (Владимирская область), Оксаны Белобловской (Кабардино-Балкарская Республика), Румии Бикбовой (Ямало-Ненецкий автономный округ), Татьяны Буряковской (Санкт-Петербург), Людмилы Варелджян (Московская область), Ирины Видершпан (Алтайский край), Нины Карбышевой (Омская область), Татьяны Кузнецовой (Пермский край). Несколько работ были посвящены Дню Победы, героизму наших солдат в годы войны. Многие авторы рассмотрели жизнь своих земляков, погибших и воевавших за Родину. Думаю, что куда сильнее затронет душу история о герое, жившем или живущем с тобой рядом. Когда ты встречаешься с людьми, воспитавшими такого Человека, невольно и самому захочется стать чуть лучше и добрее. Были работы, посвященные воинам-интернационалистам, жертвам терроризма. Необыкновенной силы работа о детях Беслана Мариет Кайтовой из Республики Северная Осетия – Алания. Наверное, никто из ребят не остался равнодушным к этой истории. Если такие мероприятия чаще проводить со школьниками, то равнодушных людей в России станет намного меньше. Были работы, посвященные теме толерантности, общению людей, которые относятся к представителям разных народов, живущих в нашей огромной стране. На примере своего класса, школы рассматривались народы России, их праздники, традиции и быт. Это очень актуальная тема для нашей многонациональной страны. Чем чаще мы, учителя, будем напоминать ребятам о том, что нет плохих и хороших народов, а есть люди, совершающие недостойные поступки, тем меньше будет ссор, конфликтов и войн. Очень важно знакомиться с особенностями, традициями и культурой разных народов, живущих с нами рядом. Нужно научиться принимать и понимать их, а не осуждать и пытаться переделать или подчинить чуждым традициям. Спасибо тем, кто не забывает напоминать российским школьникам об этом. Интересным и полезным был блок работ по правилам дорожного движения, поведения в лесу и противопожарной безопасности, особенно для младших школьников. Эти материалы были дополнены яркими картинками, викторинами, кроссвордами, благодаря которым малыши хорошо усвоят основные правила собственной безопасности, они помогут уберечь их от беды. Привлекли внимание конкурсные работы, посвященные человеческим отношениям: о доброте, дружбе, справедливости, счастье, уважении, о правилах общения людей. Эти темы никогда не потеряют своей актуальности, и хорошо, что наши учителя это понимают. Многие сценарии были подготовлены совместно с психологами, что придало им еще большую значимость. Очень много сценариев было посвящено календарным праздникам. Например, 1 сентября, 8 Марта, 23 Февраля, День матери, День Земли, День согласия и примирения, Новый год, выпускной, Последний звонок, День учителя и многие другие. Много внимания уделяют наши классные руководители и охране природы, правильному поведению в окружающей среде, благотворительности и милосердию, борьбе с вредными привычками. Именно вредные привычки – бич современной молодежи. Чем чаще мы будем напоминать ребятам об их последствиях, тем меньше будет среди них тех, кто продолжит пополнять армию безразличных к своему здоровью людей.Но, к сожалению, не все конкурсные материалы заслуживали высоких оценок. Были и те, которые вызывали недоумение и сожаление. Главные недостатки: грамматические ошибки, некачественно выполненные презентации или их отсутствие, а также то, что разработки совершенно не соответствовали возрастным особенностям той категории школьников, для которой они предназначались. Кроме того, некоторые учителя до сих пор стремятся все делать сами, забывая о том, что чем больше самостоятельности мы предоставляем ребятам, тем более ответственными они становятся. Не нужно бояться поручать им серьезные дела, не стоит недооценивать их возможности и способности. Наши современные школьники часто куда умнее и способнее, чем нам кажется. Не забывайте об этом!P.S. Уважаемые участники конкурса «Мудрая сова»! Своими размышлениями в следующих выпусках «Методической кухни» с вами поделятся эксперты, читавшие работы в номинациях «Организация сотрудничества с родителями» и «Сценарии воспитательных работ» (здесь дана только часть итоговой экспертизы). Елена ДАВЫДОВА, учитель географии средней школы №5 с углубленным изучением математики Магнитогорска Челябинской области, учитель года Челябинской области-2001
Комментарии