После победы в конкурсе «Учитель года Москвы-1996» мне предстоял нелегкий путь к национальному олимпу. В мае 1996-го на сцене Дома кино мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков сказал: «Отступать нельзя – позади Москва!» Надо было побеждать на Всероссийском конкурсе. Любой другой результат (даже попадание в пятнашку финалистов и пятерку суперфиналистов) расценивался как провал.
Я провалился. Я был вторым или третьим. Это теперь не имеет значения. Я подвел Кезину и Лужкова, Москву, московское образование. Но я приобрел главное – возможность учиться и расти дальше. Как бывший спортсмен, я считаю, что выступил достойно. Я серьезно готовился. Я верил до последнего. Но прошлое мертво, будущее не наступило. Здесь и сейчас, на этих страницах я хочу признаться, что если бы выиграл тогда, в 96-м, находясь в хорошей методолого-спортивно-психолого-педагогической форме (в возрасте Христа), я успокоился бы и, может быть, не проделал такой как есть творческий путь дальше. Победы ничему не учат, они поверхностны. Учат только поражения. Я стал учиться. Быть умным и мудрым – две большие разницы. У меня появилась возможность учиться мудрости. Мудрость накапливается благодаря личному опыту, который состоит из действенного и страдательного компонентов. Надо было включиться в активное действие по преобразованию себя и одновременно пережить то, что еще не удалось пережить в жизни. Не бывает отрицательного опыта – опыт всегда положителен. Я оправился после поражения и сразу же решил в кратчайшие сроки подытожить и представить результаты научной деятельности, начатой еще в 92-м. Первый опыт – неудачная предзащита кандидатской. Через год – блестящая защита. Это было завершением конкурса. Да, да. Спустя год. После того как я отработал учительский формат, мне посчастливилось попасть в одну творческую группу, где шло серьезное обучение целеполаганию в учебном процессе. Способ есть суть содержания. Именно тогда я поставил личную цель плавно перейти к написанию докторской диссертации. Это уже был директорский, метапредметный формат. Параллельно я поменял приоритеты и в основной педагогической деятельности. Я понял, что отношения с детьми, безусловно, важны. Но главное – высвобождение потенциала моих коллег, учителей, сотрудников. Я обязан создать комфортные условия для их самореализации, творческого роста, их поражений и побед. Я как маленький мальчик радовался их успехам, поддерживал в трудную минуту профессиональных испытаний, разбирал ошибки, вселял веру. Знания без веры невозможны. Я учился вместе с ними верить. Маленький пример. Конкурс «Учитель года Москвы-2006» давно завершен. На телефоне у меня до сих пор хранятся эсэмэски, написанные мне одной из участниц, учителем нашей школы (кстати, раньше я говорил «моя», теперь «наша» – интересная деталь) Ириной Готовцевой. После окружного этапа: «Спасибо огромное! Ничего подобного в моей жизни не было!» После московского финала: «Спасибо! Простите, что не все получилось! Но я теперь знаю, как буду работать дальше!» Я три года уговаривал Ирину попробовать свои силы. Она думала, как еще некоторые считают, что конкурс – это шоу. Нет, по крайней мере в Москве – это каторжный труд, титаническая работа над собой. Ира тоже проиграла (в финале), хотя в Зеленограде была победителем в номинации «Сердце, отданное детям». Но она совершила маленькую победу над собой. Я до сих пор перечитываю: «Спасибо Вам за все! Устала смертельно, но я очень довольна, эмоции переполняют!» В одном из моих любимых фильмов «Москва слезам не верит» (правда, интересные аналогии, если учесть, какой стресс я пережил в том поворотном 96-м) один из героев говорит, что своей докторской наполовину обязан Георгию Ивановичу. Продолжая мысль, смело могу сказать, что своей докторской я наполовину обязан конкурсу. В конце 2001-го я защитился. Кстати, все поражения в жизни дарили мне встречи с необыкновенными людьми. В 98-м на международном конкурсе учителей в «Артеке» (главный приз не достался, но я выиграл подсеминар и номинацию «Симпатии детей») судьба подарила мне встречу с Николаем Никандровым (кстати, тогда родился «Заключительный урок года» – интересная идея). После того как не удалось стать абсолютным победителем в конкурсе «Менеджер года России-2003» (победил только в номинации «Образование»), мне доверили еще один коллектив – соседней школы. Мы объединились, и я познакомился с интересными людьми. Я пережил опыт слияния. У нас потрясающая команда, со мной продолжают работать люди, которые на протяжении 16-летней директорской жизни радовались моим успехам и были рядом в трудные минуты неудач. Мы растем вместе. В школе много экспериментальных режимов, три из них оформлены официально (больше нельзя по положению), хотя уровень креативности коллектива очень высок. Говоря о высвобождении возможностей, мы движемся в направлении делегирования полномочий. Приходится учиться каждый день. Это главное, что удалось вынести после того, уже далекого, поражения. Например, недавнее новое поручение (конференция для молодых специалистов) заставляет перелопачивать кучу книг по коучингу, менеджменту, синергетике. Неудавшаяся попытка открытия научной лаборатории с одним из вузов приводит меня к удивительному человеку – Виктору Рябову, и мы с ним не только открываем лабораторию, но и благодаря этой встрече у меня в дальнейшем появляется возможность работать со студентами и прийти к пониманию того, почему «пробуксовывают» молодые учителя, делая первые шаги после вуза. Поражение 96-го, в которое не верил не только я, но и многие, в том числе и Шалва Амонашвили, через 10 лет подарило мне встречу с ним на его родине. Этим летом, находясь в гостях у Шалвы, я не только учился мудрости, но и написал 16 новых песен. Это уже третий сборник и третий альбом, которые вышли в жизнь после победы. И еще. Конечно, этой встречи уже не помнит Любовь Петровна Кезина, но именно благодаря ей я попал в Зеленоград из Пролетарского района, из которого не хотели отпускать, используя все партийные механизмы. 17 лет назад, за 7 лет до главного поражения в жизни, я пришел к ней на прием (еще в старом здании комитета). К тому времени Любовь Петровна уже три года руководила московским образованием, а я три года работал в школе (интересная параллель). Случайностей в жизни не бывает. Все закономерно.
Игорь АГАПОВ, учитель года Москвы-1996, лауреат конкурса «Учитель года России-1996»
Комментарии