Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко направил Галине Меркуловой письмо, в котором выразил искреннюю благодарность за активное участие профсоюза во всех конкурсных процедурах национального проекта. Получить подобное признание было тем более приятно, что поначалу чиновники не хотели подпускать профсоюз к отбору лучших школ и учителей, делая ставку на другие общественные организации. Но когда в регионах национальный проект начал буксовать, управленцы поняли, что более компетентного эксперта, чем профсоюзные организации, найти трудно. Они показали и профессионализм, и знание системы образования, и осведомленность по части критериальной базы, и правовую подготовку. О роли профсоюза в реализации национального проекта говорил в своем выступлении перед правовыми инспекторами и директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Исаак КАЛИНА.
Начиная реализацию национального проекта «Образование», мы при всем уважении к управленцам не могли допустить, чтобы решающее слово всегда оставалось за чиновниками. Поэтому существенным фактором в проведении всех конкурсных процедур стало участие общественных организаций, которые выполняли роль экспертов при оценке заявок педагогов, школ, вузов. Это были профессиональные сообщества учителей, методические объединения, объединения учителей-предметников, ассоциации, сформированные по совершенно разным основам, родительские сообщества, ассоциации выпускников школ. В каждом регионе был свой набор общественных экспертов, но во всех субъектах РФ присутствовал инвариант – профсоюзные учительские организации. За это мы благодарны профсоюзу и признаем его значительный вклад в общее дело.
Я никогда не считал, что миссия органов управления образованием и миссия профсоюзных органов – совпадающие вещи. Принцип дополнительности великого физика Нильса Бора гласит, что противоположности не уничтожают друг друга, а дополняют. В жизни мы видим разные примеры, в том числе такой: у птицы есть два крыла, направленные в противоположные стороны, только благодаря этому она летает. Нет необходимости в том, чтобы органы управления образованием и профсоюз выполняли одну и ту же миссию, то есть были на одной стороне, это было бы совершенно неправильно. Но при этом я уверен, что набор задач, стоящих перед ними, по крайней мере, в своей главной части абсолютно одинаков, только они по-разному ранжированы.
Задача любого руководителя образовательного учреждения, любого управленца – так организовать деятельность работников образования, в первую очередь педагогов, чтобы заказчик был доволен результатами. Понятно, что можно провести целую дискуссию на тему о том, кто такой заказчик, оценивающий качество работы в системе образования. В разные времена в этот перечень входили разные организации. 25 лет тому назад это были райкомы партии. Сегодня, я думаю, это общество и органы власти, выбираемые обществом. Наверное, можно говорить о родительском сообществе как о заказчике качества работы школы. В любом случае заказчик есть, как бы мы ни лукавили. Поэтому для каждого управленца важно так организовать работу коллективов, чтобы качество результатов, которые выдает система образования, удовлетворяло потребителя.
Чтобы добиться необходимых целей, есть главнейшее условие – нужно постоянно улучшать условия жизни и работы тех людей, которых пытаешься организовать. Иначе ты не реализуешь свою миссию. Наверное, было бы весьма опрометчиво утверждать, что органы управления образованием сами знают, что нужно учителю и как ему можно помочь. Профсоюзная организация работает в самой гуще педагогического коллектива и очень хорошо знает насущные проблемы, сложности и потребности учителей. Именно профсоюз стоит на страже и контролирует условия труда работников, именно профсоюз на федеральном, региональном и муниципальном уровне реализует принцип социального партнерства, в результате чего удается договориться с исполнительными и законодательными органами о повышении заработной платы, социальной поддержке педагогов.
То, что Министерство образования и науки РФ и Рособразование подписывают отраслевые соглашения и строят свою работу в строгом соответствии с ними, еще раз свидетельствует, что государственно-общественное управление в системе образования – мощный стимул для ее развития.
Ответы на вопросы
– При отборе лучших школ в перечне критериев было записано: к конкурсу допускаются учреждения, в деятельности которых не зафиксировано нарушений образовательного и трудового законодательства. Как должны быть зафиксированы эти нарушения?
– Есть целая книжка рекомендаций, которые были выпущены 11-12 февраля 2006 года. Если у вас есть предложения по изменению федерального документа, присылайте, мы их рассмотрим. На 2007 год мы будем вносить поправки в текст, чтобы устранить недостатки, которые ярко проявились в ходе реализации проекта. Но попытка убрать пункт о нарушениях из рекомендаций будет встречать жесткое сопротивление.
– Каково ваше мнение по вопросам оплаты работы экспертов, входящих в конкурсные комиссии? В состав комиссий входят представители педагогической общественности, для них это тяжелый, напряженный, ответственный труд.
– Мое мнение таково: этот вопрос должен решаться региональным советом по реализации нацпроекта. Я не против оплаты, но мне показалось бы гораздо интереснее, если бы в роли экспертов выступали люди, согласившиеся на эту работу по принципиальным жизненным позициям. Я понимаю, что организовать это очень трудно, поэтому, наверное, какие-то элементы оплаты регион при возможности мог бы продумать.
– Какова долгосрочная перспектива национального проекта?
– Сегодня с большим пониманием на очень высоком уровне воспринимаются предложения Министерства образования и науки РФ на 2007-2009 годы. Почему именно на три года? Потому что Минфин РФ наконец-то стал делать трехлетние бюджетные проектировки, и теперь намного легче говорить о планах сразу на несколько лет. Мы предлагаем сохранять конкурсы по выявлению лучших школ, учителей, сохранить пока на федеральном уровне доплаты за классное руководство, хотя все мы понимаем, что рано или поздно произойдет переход на региональные системы оплаты труда, завершить подключение школ к интернету и еще в течение некоторого времени оплачивать трафик за счет федерального бюджета. Мы планируем также включить в проект поддержку начального и среднего профессионального образования. Достаточно тяжело решается вопрос о поддержке дошкольных учреждений, потому что многие считают это муниципальной ответственностью, забрать ее – вроде бы оставить муниципалитеты совсем безответственными. Сегодня поставлена задача по улучшению демографической ситуации, надеемся, что в рамках ее решения появится программа по дошкольному образованию. Некоторое время будет сохраняться поддержка инновационных вузов.
Сегодня уже можно говорить с благодарностью к субъектам РФ о том, что мы видим все больше и больше встречных движений с их стороны. Некоторым регионам никого догонять не нужно – у них учреждения и учителя получают не меньше средств, чем по национальным проектам. Таких субъектов, к сожалению, мало, но они есть. Губернаторы, законодательные собрания принимают решения по резкому увеличению объема поддержки и сумм, которые выделяются на эти цели. Поэтому могу сказать, что в ближайшие три года планируется сохранение и даже некоторое расширение направлений национального проекта, но со временем это, конечно, должно перейти в режим нормального, стабильного функционирования системы образования. Его поддержка не должна идти с помощью антикризисных мер. Но конкурсы по отбору лучших учителей и школ, которые в некоторых субъектах РФ проходят уже по 10-15 лет, и на федеральном уровне нужно сохранить. Сегодня мы стараемся соотнести конкурсы «Учитель года», «Лучшие школы России» с теми направлениями, что есть в национальном проекте.
Комментарии