search
main
0

Спасибо, музыка, тебе

Можно ли всерьез говорить о развитии музыкального вкуса в дошкольном возрасте? Может ли ребенок понять, что музыка – это волшебный мир человеческих состояний, переживаний, отношений? Может, надо подождать, пока он подрастет? Нет, ждать не стоит. Мир детства очень важен. В наш век новейших технологий, исследований, освоения макро- и микрокосмических миров нельзя забывать, что будущее нашей хрупкой и бесконечно дорогой планеты зависит от взаимопонимания, миролюбия и взаимоуважения между народами, населяющими ее. И это общение будет намного более искренним и доброжелательным, если с детского возраста люди полюбят культуру и искусство не только своей Родины, но и других стран. Так давайте все вместе, взяв доверчивые руки детей, обнимем нашу Землю большим хороводом и споем о мире, о добре на единственном всемирном языке – языке музыки! Знакомя детей с музыкой, живописью, языком других стран в виде песен, игр, танцев, музыкальных инструментов, предметов быта, мы приоткрываем для детей культуру этих стран. Ребенок понимает, что мир, в котором он живет, разнообразен, разноязычен, разнолик, но он не враждебен.

Татьяна КОСМАЧЕВА, музыкальный руководитель прогимназии №1882, заслуженный учитель РФ:

Недаром говорят – золотое детство. Попробуйте вспомнить самые счастливые мгновения детских лет, наверняка это будут сказка, рассказанная мамой, поразившая нас вечной победой добра над злом, или строчки песни, выученные лет двадцать, тридцать, пятьдесят назад, или первый спектакль, растревоживший нас до глубины души. Память детства – самая долгая и самая драгоценная: то, что узнал в детстве, остается на всю жизнь. Чем раньше ребенок начнет знакомиться с лучшими образцами искусства, тем богаче будет его внутренний мир, тем большее развитие получат его нравственные качества.

Любопытно высказывание венгерского композитора Золтана Кодаи: «Музыкальное воспитание нужно начинать за девять месяцев до рождения ребенка. Сегодня я сказал бы – за девять месяцев до рождения матери! И в самом деле, пожалуй, наши внуки и правнуки вырастут в сознании, что жизнь без музыки – это действительно скудная жизнь, станут более совершенной публикой, чем их матери».

С течением времени у детей формируются способности ценить красоту не только в музыке, но и в других видах искусства и в жизни. Творческое восприятие музыки способствует общему интеллектуальному развитию, развитию личности ребенка и психических процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, воображения. Закладывается основа мотивации ребенка, ориентированная на успех. К тому же дети с хорошим слухом легче усваивают иностранные языки. Верно говорится: «Кто не обучался в юности, тому старость бывает скучна». Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает, – движение, слово, игра. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности, поэтому занятия для развития ребенка необходимы. Из всех типов занятий (традиционных, тематических, доминантных) особое внимание мы уделяем интегрированным занятиям, органично объединяющим разные виды деятельности детей в их развитии. Такие занятия проводим совместно с педагогом по развитию речи, учителями иностранного языка, педагогами по художественно-изобразительной и театрализованной деятельности.

В нашей прогимназии созданы группы раннего развития детей с шести месяцев. В число необходимых занятий входит и музыка. Какое счастье видеть малышей, впервые входящих в волшебный мир музыкальных звуков! Мы стараемся не «учить музыке», насильно вталкивая на занятиях, а незаметно и радостно погружать детей и их родителей в царство музыки, помогая им накапливать представления о хорошей музыке. Своих воспитанников начиная с раннего дошкольного возраста мы знакомим с произведениями композиторов разных стран и эпох. Очень важно создание атмосферы предельного уважения к любой хорошей музыке – балетно-оперной, инструментально-симфонической, джазовой, народной. Мы следим за тем, чтобы никто, ни взрослые, ни дети, не позволял себе небрежно или равнодушно высказываться о музыке, стараемся тщательно отбирать музыкальный материал, который наполнит души детей счастьем, оптимизмом, добротой, состраданием. Музыка звучит на разных занятиях, в свободное время, на разных праздниках и во время развлечений, но она не становится просто фоном, который никто не замечает, не слышит. Ведь даже хорошая, но непрерывно звучащая музыка может привести к исчезновению ее положительного воздействия, превратиться в обыкновенный звуковой раздражитель, от которого хочется избавиться. Мы стараемся научить детей не просто слушать, а слышать музыку, понимать ее язык, развиваем желание разговаривать о музыке, делиться впечатлениями от ее прослушивания, поддерживаем творческие проявления детей в сочинении своих мелодий, музыкальных сочинений, диалогов.

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать», – говорил Дмитрий Шостакович. Именно поэтому в каждой группе, в каждом классе есть своя мини-фонотека, включающая музыкальные сказки, песни на родном и иностранных языках, музыку русских и зарубежных композиторов-классиков, народную и современную музыку, созданы условия для музицирования и театрализованной деятельности. Все это помогает стимулированию творческих проявлений детей.

Сколько переживаний доставляет родителям ребенок, которого не принимают в игру его сверстники, да и сам ребенок может замкнуться, разувериться в себе, снизить самооценку. Тут придут на помощь творческие задания, способствующие развитию внимания, активного восприятия, умению анализировать, изменять к лучшему ситуацию. Дети, включающиеся в творческую деятельность, становятся более коммуникабельными, с большим удовольствием включаются в совместные занятия, позитивно оцениваются всеми участниками занятия, при этом немаловажна умелая помощь педагога, окрыляющего ребенка словом, взглядом, одобрением.

Работа по развитию творческих способностей детей кропотлива, но интересна. Важен принцип постепенного и постоянного усложнения, вариативности. Дети накапливают впечатления, знания в результате прослушивания музыкальных произведений, сказок в детском саду и дома, просмотра детских фильмов, спектаклей, посещений концертов, выставок. Малыши разыгрывают сюжеты, предложенные педагогом, а затем с удовольствием включаются в процесс сочинения своих историй на программную и внепрограммную музыку, изображают их движениями или пением. Естественно, первоначально идет поэтапная работа над восприятием музыкального произведения, выбранного для музыкально-игровой или танцевальной импровизации, расширяется диапазон образов: мир птиц, насекомых, растений. С удовольствием ребята сочиняют сказки на музыку композиторов-классиков, с большим интересом создают сценки на родном и иностранном языках, сопровождая их собственными небольшими танцами, английские народные песенки в переводе Самуила Маршака. Любопытно, что дети сами замечали появление новых неожиданных решений, от души радовались находкам и открытиям товарищей.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети с удовольствием сочиняют свои танцы, сначала небольшие польки, вальсы, а затем более развернутые композиции с использованием разных предметов – мячей, платочков, музыкальных инструментов. Многие из них радовали зрителей, исполняя танцы на музыку зарубежных композиторов. Очень любят дети переплясы, в которых можно показывать свою удаль, фантазию, память, внимание, стараясь придумать необычные плясовые «коленца».

С большим энтузиазмом взрослыми и детьми были поставлены на родном и иностранном языках такие музыкальные сказки. Дети разучивают песни и танцы народов мира, сравнивают их, находят общие и отличительные черты в движениях и музыке. Из поездок в другие страны дети привозят национальные песни, игры, музыкальные инструменты, фотографии, с которыми знакомят своих друзей. Ребята с воодушевлением поют на иностранных языках, играют на музыкальных инструментах. На каждом уроке или занятии я с радостью предоставляю «сцену» маленьким музыкантам, чтецам, желающим исполнить то, что они узнали, выучили самостоятельно. Такие выступления очень нравятся детям и побуждают других ребят на самостоятельный поиск, на создание чего-то своего. Так музыка помогает раскрыться детской личности.

Пожалуй, язык музыки единственный в мире, умеющий выразить тончайшие движения души. Там, где слова бессильны, поможет музыка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте