Преподаватель Брянской детской художественной школы Наталья ДЕРБУШ, чьи ученики осваивают разные виды творчества, включая декоративно-прикладное, в сентябре этого года отметит 10‑летие своей профессиональной деятельности.
В детстве она посещала кружок «Народная роспись» при средней школе №54 Брянска, где училась. Однажды ее мама заметила, насколько кропотливая работа кисточкой увлекает ее дочь, и в 2000 году отвела десятилетнюю Наташу в городскую детскую художественную школу. Там девочка в течение пяти лет старательно училась у известных мастеров живописи и графики, в том числе у Валерия Комарова и Владимира Хроменкова, которые по прошествии времени стали ее коллегами.
Учеба здесь была для Наташи настоящей отдушиной. После занятий все ее ровесники, сделав уроки, обычно бежали на улицу. А она спешила в родные стены любимой «художки».
– Учебные кабинеты тут, словно мастерские, – рассказывает Наталья Викторовна. – Художник-педагог не стоял привычно у доски, а свободно перемещался, подходил к каждому из нас, в воздухе всегда царила добрая атмосфера совместного творчества. Мы все принимали участие в коллективном поиске решения поставленной задачи совместно с преподавателем.
Наташа посещала школу три раза в неделю, занятия длились по три часа. В числе базовых предметов были рисунок, живопись, история искусств, скульптура и декоративная композиция. Там же юная художница овладела со временем и навыками в работе с материалами и техниками прикладного творчества, в том числе техникой росписи по ткани – горячий батик. Обучение в детской художественной школе определило всю ее дальнейшую жизнь.
Уже тогда Наталья Дербуш решила стать преподавателем. Ей было на кого равняться, так как все ее педагоги – люди творческие, они интересно вели свои предметы, а потому вопрос, кем быть, перед ней никогда не стоял.
Много теплых слов она адресует сегодня своим преподавателям Валентине Шуваловой и Лилии Астаховой.
В старших классах Наталья Дербуш решила поступать в Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского. Она продолжала заниматься в «художке», посещая вечерние занятия. Целенаправленно готовилась к экзамену по рисунку. И вот мечта сбылась: девушка стала студенткой факультета технологии и дизайна.
По ее признанию, помимо творческих навыков вуз дал ей много знаний в области психологии, педагогики и методики преподавания. На третьем курсе она старательно изучала дизайн костюма, училась работать с текстилем и ткать гобелены. С особой благодарностью Наталья Викторовна вспоминает занятия у преподавателя Марджинат Гамидовой. Перенятому у нее искусству работы с гобеленом Наталья Дербуш обучает сегодня своих учеников. Благодарна она и Владимиру Бурдину, который в то время вел на курсе занятия по живописи и давал студентам интересные творческие задания.
– Практическую базу знаний мне дала художественная школа, а теоретико-методическую – университет, – рассказывает Наталья Викторовна. – Многолетнее обучение в художественной школе позволило овладеть основами изобразительной грамоты, получить умение работать с различными материалами и техниками, сформировать навыки творческой самостоятельной работы. А благодаря высшему образованию по специальности «преподаватель» я поняла, как можно поделиться своими знаниями и методически обучать других тому, что умеешь сам.
В 2012‑м Наталья Дербуш окончила вуз с отличием. В этом же году устроилась в детскую школу искусств №8 Брянска, где вела занятия по рисунку и живописи, преподавала в группах раннего развития. При школе было отделение «Театр моды», Наталья Викторовна помогала ребятам подбирать материал и по их эскизам шить сценические костюмы. А через два года перешла работать в детскую художественную школу города Брянска.
– Для меня было большой честью вернуться в стены любимой и такой родной «художки» уже в качестве преподавателя, – говорит педагог. – Коллектив почти тот же, что в моем детстве. Сейчас я испытываю чувство гордости и благодарности, когда осознаю себя коллегой этих замечательных мастеров.
Сегодня в 1‑м классе детской художественной школы изучаются рисунок, живопись, композиция станковая и лепка. Со 2‑го класса и в 3‑м идут прикладная декоративная композиция, книжная графика, скульптура, история искусств. А в 4-5‑м классах ребята выбирают сами, где им продолжить учебу – на отделении живописи, дизайна или декоративно-прикладного творчества, на котором, кстати, у Натальи Дербуш больше всего часов учебной нагрузки.
Помимо основных предметов на этом отделении продолжаются углубленное изучение прикладной композиции и приобретение навыков в работе с материалом. Учебный предмет «Работа в материале» направлен на знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства. В процессе учебы ребята осваивают приемы работы с художественным текстилем, традиционные виды росписи, ткачество и роспись по ткани.
К пятому, выпускному, классу ученики овладевают определенными технологическими навыками, развивают в достаточной мере свои художественные способности и уже могут представить в материальной форме содержание проектной идеи своего итогового изделия по предмету «Работа в материале». Занятия направлены на развитие максимальной самостоятельности учащихся в выборе темы, сюжета, материала исполнения. Однако работают они в сотрудничестве с преподавателем, который в этом случае выполняет роль наставника и куратора.
По результатам итоговой аттестации юные художники принимают участие в ежегодной выставке выпускников. И получают свидетельства государственного образца об окончании художественной школы.
Когда ребята становятся старше, нагрузка возрастает, и в школе остаются учиться те, кому там действительно интересно. Многие ученики Натальи Дербуш – победители и призеры конкурсов различного уровня. Так, Алина Гашева награждена дипломом победителя на межрегиональном конкурсе Брянской и Смоленской областей по изготовлению предметов в стиле русских народных промыслов. Под руководством преподавателя Алина создала народное платье с орловским списом (это традиционный вид русской вышивки, где мелкие стежки образуют бранки – узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура).
Ежегодно ученики Дербуш участвуют в областной олимпиаде по изобразительному искусству и побеждают в ней. Обладателем диплома I степени стал Евгений Тарасов, лучший на V Брянской открытой областной олимпиаде по изобразительному искусству. Также этот талантливый ученик был награжден именной муниципальной стипендией. Сегодня Евгений готовится к поступлению в вуз по профилю и посещает вечерние занятия в художественной школе. По словам Натальи Викторовны, учебное время лишь частично позволяет принимать участие в конкурсах, основная же масса академических часов идет на освоение заданной программы.
У самой Натальи Дербуш много личных наград. Она преподаватель высшей квалификационной категории, постоянный участник ежегодной выставки творческих работ художников – педагогов детских художественных школ и отделений изобразительного искусства. Ее работа была отмечена сертификатом на получение денежного поощрения лучших работников культуры и искусства города Брянска, дипломом лауреата V Брянского областного конкурса методических работ «К вершинам педагогического мастерства» и другими наградами.
В феврале в Брянске проходил областной методический семинар «Народные промыслы», который организует региональный Учебно-методический центр культуры и искусства. Наталья Дербуш выступила там с презентацией на тему «Работа в материале», сделав особый акцент на ручном ткачестве, что оказалось методически полезным для всех ее коллег.
В будущем она планирует плотнее заняться техникой горячего батика и мечтает организовать творческую выставку свою и своих учеников. Наталья прекрасно владеет графикой, пишет маслом. Одно время занималась созданием графических иллюстраций для оформления нескольких сборников стихов брянских авторов. А сейчас для себя и друзей делает удивительные авторские украшения из эпоксидной смолы и живых цветов. В свободное время читает Федора Достоевского и Михаила Булгакова, любит путешествовать.
На вопрос, может ли стать художником самоучка, Наталья Дербуш отвечает, что профессиональное образование все равно должно быть, лучше разностороннее. Конечно, сейчас есть масса хорошей базовой учебной литературы, много обучающих видеороликов, которые помогают развитию тех или иных способностей. Кроме того, сегодня в Брянске создана целая сеть платных кружков для детей. На занятиях там все рисуют одну и ту же картинку «по шагам». Но системного образования ребенок не получает, поэтому-то так важно сделать правильный выбор, найти колледж или вуз, где тебе помогут стать мастером.
Ольга ПРИВАЛЕНКО, Брянск, фото автора
Комментарии