search
main
0

Спасибо, Хакасия! Номинация «Воспитательная система». Мнение эксперта

На IX конкурс методических разработок «Мудрая сова» в номинации «Воспитательная система» были представлены работы учителей из разных уголков страны. Это Рязанская, Ростовская, Псковская, Томская, Свердловская области; Приморский, Краснодарский, Ставропольский края; республики Татарстан и Марий Эл. Но самое большое количество работ прислали из Хакасии. А вот по специальностям лидируют учителя начальных классов. Видимо, ФГОС начальной школы помогает учителям разрабатывать и апробировать собственные воспитательные системы.

Наибольшее количество баллов получила работа Веры Геннадьевны Козыревой, учителя начальных классов из школы-интерната среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов города Козьмодемьянска Республики Марий Эл. Вера Геннадьевна представила на суд экспертов модель социализации класса «Будущее – это МЫ!». Работа выполнена с учетом всех требований ФГОС, четко сформулированы цели и задачи, все элементы модели выстроены в четкой логической последовательности. Продумана система работы с учениками. Учтены общечеловеческие ценности, огромное внимание уделено процессу обучения, развитию школьников, формированию толерантности, исследовательской и проектной деятельности. Продумана внеурочная деятельность. Родительские собрания проводятся по определенным темам (в работе представлена тематика собраний, которыми могут воспользоваться не только учителя начального звена, но и работающие в основной и старшей школе). Разработки и сценарии многих интересных дел могут быть полезны учителям с разным опытом работы. Выделю еще две работы, они получили лишь немного меньше баллов.Автор первой – Елена Михайловна Воронцова, педагог-организатор Уссурийского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации, расположенного в Приморском крае. Елена Михайловна в своей работе описала суть воспитательной системы училища. Воспитательная работа строится на основе единства урочной и внеурочной деятельности через взаимодействие педагогического состава училища и создание психолого-педагогических условий для формирования личности суворовца, ориентированной на устойчивое развитие, самореализацию, самосовершенствование и потребность в здоровом образе жизни. Радует, что в данном образовательном учреждении уделяется огромное внимание разностороннему развитию суворовцев. Их готовят не только к военной службе, но и приобщают к интеллектуальному труду и творчеству. Для этого в училище развивают несколько направлений работы:- оборонно-спортивное (бокс, рукопашный бой, самбо);- военная подготовка («Юный десантник», «Русское стрелковое оружие»);- туристско-краеведческое (археологический клуб «Резерв», «История военного образования Приморского края», «Солдаты победы – история подвига»);- лингвистическое (кружки по английскому и китайскому языкам);- художественно-эстетическое (оркестровая студия, хореография, вокал, изостудия «Палитра», «Юный корреспондент»);- естественно-научное (кружок по техническому моделированию «Автомобилист», научный кружок «Изобретатель», «Математика для увлеченных»). Авторы второй работы – учителя начальных классов средней школы №5 города Черногорска Республики Хакасия Наталья Викторовна Казакова и Ирина Григорьевна Сундарева. Работа, которую они прислали на конкурс, называется «Воспитательная система с использованием проектной деятельности  в начальной школе». Эта тема достаточно актуальна, т. к. одним из основных направлений работы педагогов в связи с введением ФГОС является проектная и исследовательская деятельность учеников. Очень важно, чтобы уже на начальном этапе обучения школьники получили необходимый опыт работы с проектами и исследовательскими работами. Воспитательная система с использованием проектной деятельности позволяет учащимся выйти за рамки школьных предметов, провести межпредметные и метапредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Темы проектов, предложенные в конкурсной работе, соответствуют возрасту обучающихся и, несмотря на кажущуюся простоту, помогут получить необходимые навыки работы над проектами в средней и старшей ступени.Хочу отметить также работы Факии Гараевны Аухадеевой из города Каменска-Уральского Свердловской области и Натальи Алексеевны Болотовой из поселка Красногородск Псковской области. Под руководством Факии Аухадеевой работают все школы города, реализуя проект «Формула смелости». Участвует даже Союз десантников! Ребята проверяют себя на силу, смелость и выносливость. Сразу вспомнилась давно забытая «Зарница». А система работы Натальи Болотовой носит название «Вместе весело шагать» и посвящена работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Воспитательная работа с учащимися 4-го класса, организованная в форме игрового сказочного похода, направлена на создание благоприятной эмоционально-психологической и духовно-нравственной среды в классном коллективе как важнейшего условия для проявления и развития личностного потенциала каждого ребенка. Игровая форма способствует организации интересной и полезной жизнедеятельности в классе, группе-квартире и школе. Класс на время похода становится группой путешественников, которую объединяют ключевые дела. У каждой группы свой проводник (герой мультфильма или сказочный персонаж). Во время такого путешествия школьники развивают умение общаться, жить в коллективе, ценить свое здоровье, окружающих людей и окружающий мир, творить добро и красоту.Порадовало, что многие учителя в своей работе не забывают о нравственном, духовном и гражданско-патриотическом воспитании обучающихся, учат их быть милосердными и толерантными, помнящими свои исторические корни, любящими свою малую родину. Многие работы имели свои находки и изюминки, но конкурс есть конкурс, а значит, в нем неизбежно есть победители и те, кому еще предстоит доработать свои материалы, убрать лишнее, четко структурировать свою работу согласно новым требованиям ФГОС, чтобы в следующем году побороться за призы. Удачи вам, дорогие участники конкурса «Мудрая сова»!      ​Елена ДАВЫДОВА, учитель географии средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области, почетный работник общего образования РФ, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001», победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНП «Образование» в 2006 и в 2012 гг.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте