Педагог-психолог нашей школы Алина Накова провела диагностику коллег, и выяснилось, что у сотрудников с педагогическим стажем двадцать лет и более синдром эмоционального выгорания. У педагогов с меньшим стажем также выявлены признаки этого синдрома.
Тогда Алина Эриковна организовала комплексную программу психокоррекции. В итоге были созданы две группы, которые занимаются 1 час раз в неделю в течение всего учебного года. Занятия дали три основных эффекта: успокоение (устранение эмоциональной напряженности), восстановление (ослабление проявлений утомления), активизацию (повышение психофизиологической реактивности).
Алина Эриковна выбрала замечательный инструмент излечения педагогов – арт-терапию. Это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапевтические методы позволяют снять накопившиееся напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для выполнения заданий и упражнений от участников не требуется художественных способностей и навыков в изобразительной или другой творческой деятельности. Но это не исключает полет фантазии – наши сотрудники используют не только традиционные карандаши и краски, но и различные природные материалы, которые заготовливают сами.
Опрос участников группы и наблюдения показали хорошую динамику эмоционального состояния. Упражнения несут положительный заряд, который сохраняется в течение нескольких дней. Педагоги рассказали о том, что возникла атмосфера доверия, комфорта, повысился интерес к работе, возникло желание общаться с коллегами не только во время учебного процесса, но и вне рабочего времени, снизилась раздражительность.
Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела и души, а также меры, предупреждающие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Арт-терапия не только создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения, ее можно использовать и для коррекции черт личности человека. По заключениям ученых, после занятий арт-терапией позитивно изменяются состав крови, общее состояние организма и психики человека, загруженного проблемами. Все просто, доступно и не требует особенных затрат времени или денег. Арт-терапия может быть как основным, так и вспомогательным методом терапии. Она основана на следующих механизмах воздействия: искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать травмирующую ситуацию и разрешить ее через повторное моделирование.
Творчество всегда было средством преодоления страха, возникшего в связи с каким-либо внутренним конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит человеку удовольствие. Она позволяет «выпустить пар» – дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
В основном арт-терапия базируется на изобразительном искусстве, но существуют и другие ее разновидности.
Есть этнокуклотерапия – психологическая коррекция и терапия с помощью кукол, изображающих представителей различных этносов. Мы можем изготавливать куклы из того, что есть под рукой, например природных материалов, а также использовать специализированные материалы и инструменты художников-кукольников, скульпторов. Кукла выступает в качестве материализованного идеала, как часть собственного «я», овеществленное бессознательное, в котором воплощены скрытые желания и намерения. То, как они реализуются в реальной действительности, определяется индивидуально-личностными установками и предпочтениями, правилами социальной среды.
Разновидности арт-терапии – музыко-, сказко-, телесно ориентированная терапия и так далее. Они также эффективны, но самая популярная сегодня – именно изобразительная. Она помогает прийти в себя, расслабиться и обрести внутреннее равновесие.
Андрей ВОРОПАЙ, председатель первичной профсоюзной организации средней школы поселка «Звездный» Чегемского района Кабардино‑Балкарской Республики
Комментарии