«Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять и мы должны, как старожилы, пришельцам новым место дать, – спаси тогда нас, добрый гений, от малодушных укоризн, от клеветы, от озлоблений на изменяющую жизнь». Эти мудрые строки поэта и философа Ф.И.Тютчева очень важны для руководства к действию каждому, кто достиг дня независимости и перешел в новый статус человека «серебряного» поколения. Обиды, упреки, недовольство и бурчание на новое время и новых людей только усугубят, усложнят жизнь, негативно повлияют на здоровье ветеранов, не видящих в грядущем лучшего, более эффективного, полезного и значимого, не определивших своей деятельной роли в этом дальнейшем развитии. По завершении 29‑летнего пребывания на нелегких постах директора Брянского кооперативного техникума и существовавшего первое время при нем кооперативного профтехучилища, а затем и директора созданного на базе техникума Брянского филиала Российского университета кооперации, получил я недавно наконец-то, находясь в отставке, хорошую возможность сполна утолить свой постоянный информационный голод, что и послужило поводом для очередного обращения в свою профессиональную газету.
Классика – это наше все!Как всегда, самое ценное можно почерпнуть в классике. И для меня весьма актуальным и современным стало творчество писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Проглотил» с упоением его «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», где и напал на рассказ, который совпал с моим настроением и который, думаю, обязательно стоит прочесть каждому уходящему и приходящему начальнику. Называется он «Старый кот на покое». Какая широкая палитра чувств, восторгов подначального люда при вступлении в должность нового руководителя: «Несутся сердца, задаются пиры и банкеты в честь виновника торжества, произносятся спичи и тосты, указываются новые источники народного благосостояния, процветания и развития, выражаются ожидания, упования и надежды». И какая осторожность, боязнь не сказать лишнего доброго слова старому начальнику! Убежден, такое поведение, пусть только некоторых работников, – проявление неблагодарности, неуважения к совместному творчеству, к традициям коллектива, нежелание уважать достигнутое – особенно недопустимо в педагогическом сообществе.Но и уходящему руководителю не следует, как это делает герой рассказа, при каждом случае прибавлять: «Это еще при мне началось» или «я в то время осмелился подать такой-то совет».А разве не будет полезен вот этот «Увет молодому администратору: «Юный! ежели ты думаешь, что наука сия легка – разуверься в том! Самонадеянный! Ежели ты мечтаешь все совершить с помощью одной необдуманности – оставь сии мечты и склони свое неопытное ухо увету старости и опытности!»Давайте негромко, давайте вполголоса поговорим. По-человеческиПри наличии большего свободного времени разгорается аппетит на радио- и телепередачи, просмотр спектаклей, чтение газет, журналов… Наибольший интерес, что, на мой взгляд, отличает лучшие сегодняшние СМИ, вызывают аналитические передачи и статьи, беседы ученых, специалистов, экспертов, обозревателей и других умных собеседников. И насколько приятно ощутить себя учеником таких замечательных преподавателей! Так и хочется сравнить все это с успешными курсами повышения квалификации! Как бывший директор, по-прежнему мечтаю видеть всех учителей такими же знающими, увлеченными, тактично и уважительно относящимися к мнению тех, кого они учат.С удовольствием вспоминаю, как наши студенты на занятиях часто предлагали: «Давайте поговорим», и мы всегда стремились делать это в живой, увлекательной форме, чтобы лучше понять те проблемы, которые волнуют молодежь. Взаимно полезные, запоминающиеся, нестандартные занятия, встречи с бизнесменами «По примеру профессионалов», деловые игры, участие в профессиональных клубах и молодежных объединениях, философские диалоги и дискуссионные трибуны, другие эффективные виды обучения помогали нам готовить грамотных специалистов, владеющих коммуникативными компетенциями.И вот о чем я думаю. Сегодня новые технологии, телевизор, Интернет, видеоигры заменяют нашим ультрасовременным детям XXI века живое общение. А слово учителя, воспитателя становится менее весомым, все более важным и значимым в их жизни становится виртуальная коммуникация.Недавно на спектакле в кукольном театре мы с внучкой Ангелиной наблюдали, как папа лет тридцати весь спектакль играл в спрятанный под полой пиджака гаджет. Он ни разу не взглянул ни на сцену, ни на сидящего рядом сына.Так и хочется воскликнуть: пока мы полностью не зацифрованы, и накапливаемый искусственный разум еще не решил, что человек ему больше не нужен, постараемся не оскудеть сердцами! Умело используя технические достижения, всеми возможными силами будем делиться талантом своей терпеливой любви с молодыми, ориентировать их на реальную, а не виртуальную жизнь.Сердце отдаю детямНет, это не метафора, которую придумал для названия своей книги Василий Александрович Сухомлинский, это завещание великого педагога. Запомнилось, как в одной передаче «Радио России» рассказывалось о том, что наши высокие руководители, некоторые политические деятели, в том числе и министр образования и науки О.Ю.Васильева, выступили с интересной инициативой. К примеру, министр взяла шефство над конкретным учеником школы, встречается с ним, интересуется его учебой и жизнью, помогает в решении возникающих трудностей. Это вам не на линейке в День знаний или на выпускном вечере, других торжественных мероприятиях выступать, как было принято…Когда смотришь сегодня на некоторых наших политиков, депутатов, которые днями сидят в студиях, участвуют в различных шоу, невольно думаешь: почему бы им не приехать в школу, техникум, вуз? Почему бы не организовать такие же дебаты с молодежью, увлечь их вопросами о внешней и внутренней политике нашего государства, показать роль молодежи в этих процессах? Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, Брянск
Комментарии