Покровское – маленькое, удаленное от Пскова село. В нем двести жителей. В 2001 году в Покровской волости родился всего один ребенок! На одном из хуторов уже закрылся филиал местной школы. Прошлым летом ее покинули десяток детей. После первой четверти еще четверо. Родители уезжают из села в поисках работы. Колхоз, как говорится, приказал долго жить.
Выходим из машины, смотрю сквозь снег: школа – продолговатая деревянная изба. В один этаж. Первое здание ее появилось в Покровском сто двадцать лет назад! И жителям села, и педагогам было бы обидно ее закрыть. Ведь не война же в конце концов! Обидно было и директору, Людмиле Ивановне Понизовской…
Она встретилась с сотрудниками областной лаборатории, которая занимается проблемами модернизации сельской школы. И стала действовать по ее рекомендациям. Решила выстроить на своей территории социокультурный центр села. Это означало, что она должна стать школой “открытого типа”. Не прятаться от окружающего “социума”. И даже попытаться на него воздействовать.
Далее лаборатория сельской школы разработала для покровцев специальные анкеты. Какую школу могли бы полюбить дети? А их родители? А педагоги? С малышами сложнее. И с ними играли в путешествие “По морю любимых занятий”. Класс разделился на группы и начал открывать “Острова всевозможных увлечений и видов труда”. Ребят постарше попросили написать “поэму о школе”. Сообщили им только две первые строчки: “Расскажу я, братцы, вам, чем прекрасен школьный храм”. При анкетировании пап и мам прибегли к форме “дневника-эстафеты”, в который каждая деревенская семья занесла свои пожелания школе.
Глава областной лаборатории сельской школы Евгений Николаевич Степанов так объяснял мне логику эксперимента. В Псковской области 77% от всех школ – сельские. В них обучается каждый третий ребенок. Значит, надо налаживать жизнь здесь. Не случайно второй этап эксперимента – создание сельских школьных объединений, которые тоже предполагают общение детей из разных школ. Через компьютерную учебную сеть предстоит связать одаренных детей региона между собой и дать им развивающие программы.
В своих мечтах о лучшей доле город и деревня не так уж и отличаются друг от друга. В Покровском все ребята хотят освоить компьютер и выучить иностранный язык. Но зачем деревенскому жителю английский, если его негде применить? Зачем компьютер, если нет интернета и не на что купить диски с образовательными программами?
Еще проблема: ученые говорят, что село не умрет, если его жители будут иметь возможность “продвижения по лестнице успеха”. Это вам не собирание клюквы. Да и компьютерный класс не решит всех вопросов развития села, лишь заметно расширит сферу социальной активности детей и взрослых.
В классах с небольшим числом учеников очень быстро устанавливается “коммуникативное насыщение партнеров друг от друга”, то есть пресыщение от общения. А это приводит к тому, что между детьми и педагогами, а также между учениками складываются нетворческие отношения. Нет стимулов для творчества, никто никого уже не хочет удивлять! А вот межличностные конфликты сохраняются дольше, чем в городских школьных коллективах.
Пока что компьютеров в Покровском раз, два и обчелся. И Людмила Понизовская верно поняла: ждать, когда эксперимент развернется, нельзя. Можно уже сегодня расширить круг общения ребят иными способами. Ведь одно дело, когда результаты конкурсов: “Лучший ученик”, “Лучший учитель”, “Лучший спортсмен”, “Класс образцового порядка” известны лишь 76 ученикам и их педагогам. И совсем другое, когда информация распространяется на все село и даже волость!
Есть автобус у школы? Так почему бы не собирать, хотя бы изредка, всех жителей волости, семьсот человек, на творческий отчет – концерт школы? То-то потом разговоров будет: “А мой-то! А твой-то!” Засмеются, заулыбаются люди, опять жизнь в себе почувствовав. И почему бы не приехать ребятам к какой-нибудь, забытой людьми и Богом старушке и не поздравить ее с днем рождения или праздником? И это теперь они делают. Правда, горючее дорого. Но районная администрация понимает: будут ребята заняты общественной работой – она отвлечет их от беды. В деревне ведь, как и в городе, свои кривые, пьющие закоулки. Прежде старых и молодых сплачивала работа в колхозе, теперь может – школа. Потому что, где дети, там всегда надежда на лучшее будущее!
А Людмила Ивановна еще то понимает, что не будут смотреть молодые с вожделением на город, которому они все равно не больно нужны, если подготовить ребят к сельскому образу жизни.
– В десяти километрах от школы, – рассказывала она мне, – находятся два лесхоза. Они снабжают наши уроки труда древесиной. В деревне не проживешь, не умея держать в руках топор и пилу. Мы учим наших мальчиков по программе “Хозяин крестьянского дома”. Девочек – по программе “Хозяйка деревенского дома”. Видели игрушечные домики во дворе школы? Это наши мальчики – своими руками. Ремонт деревянных школьных полов тоже делают ребята восьмых – одиннадцатых классов. Мальчик должен уметь сделать и скамеечку, чтобы удобнее было корову доить. Разделочную доску на кухню. Если у парня все из рук валится, кто за него замуж пойдет?
Сельские библиотекари тоже стараются. Помогли школьникам открыть “Литературный клуб”. Чтобы те смогли поведать взрослым о славных писателях и поэтах Псковщины: Нечаеве, Иване Васильеве, Евгении Мамине… Всего 34 писателя и поэта! Кто-то из них в Псковской области до сих пор живет, не уехал. Значит, что-то они для себя здесь нашли! Какую-то красоту непроходящую…
Потом старшеклассники и работники Дома культуры втянули “социум волости” и в другие мероприятия: “Играй, гармонь!” и “От всей души”. Раньше жители видели такое только по телевизору, а сейчас словно с Луны вернулись на Землю – сами запели и заиграли. Вспомнили, что в молодые годы и у них голоса были. Даже старушки создали свой фольклорный ансамбль. По примеру детей. Самой младшей участнице семьдесят лет, самой старшей 92 года.
На окраине села стоит с некоторых пор пограничная застава. Школа и пограничников в свой образовательный процесс пригласила: “Обучите мальчишек военному делу!”. Обучают, а потом берут их к себе на двухгодичную срочную службу.
…Перед отъездом мы еще раз прошли по зданию школы, выстроенному в 1940 году. В маленьких комнатушках, светлых и чистых, стояли новые желтые парты – результат губернской программы – и большие округлые жестяные печи. Мне захотелось еще раз вглядеться в незамысловатый школьный быт и понять: в силах ли покровскому детству защитить, уберечь не только себя, но и село? Спасти его от самой страшной разновидности смерти – духовной?.. Прижалась я спиной к печи и замерла. За окном уже не выла метель – пели птицы. С любопытством со двора заглядывали в классы невысокие, но ярко-рыжие, растрепанные, будто деревенские девчонки после катания с гор, ели. И мнилось: затаишь дыхание – услышишь даже бег местной речки, которую жители прозвали Синей. Земля добра к человеку, она его любит. Уехал от нее – снится. А тем, кто ее не покинет, преданна. Нельзя бранить землю.
Не так давно покровские школьники искали в округе могилы тринадцати погибших в годы войны советских солдат. А нашли могилы других, тоже советских, девятнадцати. Псков – земля военных пожарищ. И она через медальоны, что в себе сохранила, назвала имена героев. Но потом и тех тринадцать дети тоже нашли. Перезахоронили. Не забыть ведь, что кучка артиллеристов вступила здесь в бой против семисот фашистов!
Ирина ЛАНГУЕВА
Псковская область
Комментарии