Уважаемый директор, профсоюз не «качает», а защищает права учителя, которым в недавнем прошлом были и вы. Сегодня вы тоже не застрахованы от произвола вышестоящего начальства, и при необходимости профсоюз придет вам на помощь, «подкачает» ваши права. Такие случаи были, и они не единичны. Об этом рассказывала наша газета.
– Это ведь вы делаете газету «Мой профсоюз»?- Да. А что, есть претензии?- И «да» и «нет». Отличная газета! На школу выписали. Она ко мне первому в кабинет попадает.- Нравится?- А то… Прочитываю, мотаю на ус, подшиваю – и в шкафчик, чтоб учителя не видели.- ???- Так ведь работать надо, а не права качать!(Из разговора с директором школы)
Увы, к профсоюзам сегодня сложное отношение. У людей старшего поколения они ассоциируются с потерянными социальными благами, для молодых это всего лишь страница в учебнике истории. О том, что профсоюз должен и может защищать права работников, люди вспоминают, как правило, только в особо критических ситуациях.
Кто виноват? Однозначно ответить трудно. Может быть, мы сами? К сожалению, мы не умеем цивилизованно, организованно бороться за свои права. Стараемся обходиться доморощенными средствами – личными контактами, подношениями, взятками. Средства, спора нет, проверенные, но не всегда дающие нужные результаты.
В апреле 2004 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, посвященное трудовым отношениям в нашей стране. В опросе приняли участие 1601 человек в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Увы, итоги его отнюдь не радуют.
Ни одного случая нарушения трудовых прав за последний год не отметили лишь 56% респондентов. Чаще всего нарушения имели место в сфере оплаты труда: 16% опрошенных отмечают, что зарплату задерживали на месяц и более, 8% часть зарплаты выдавали товарами, 6% получали часть заработка неофициально, в «конвертах».
Практически каждый десятый работник (9%) считает, что на его рабочем месте условия труда и техника безопасности не соответствуют нормам. Многие отмечали, что им отказывают в предоставлении очередного ежегодного отпуска (7%), «больничных» дней (6%), не оплачивают сверхурочную работу, в выходные дни (8%).
Часть работников вообще выведены нанимателями из сферы действия трудового законодательства, так как их поступление на работу не было оформлено официально: 5% работают без трудового договора, контракта либо зачисления в штат. А еще 3% не только указали на устную договоренность с работодателем, но и отметили, что эта договоренность не соблюдается.
Характерно отношение работников к нарушениям их трудовых прав. Большинство (55%) рассматривают это как тяжелое, но неизбежное бремя, заявляя, что «положение очень неприятное, но придется терпеть дальше». О своем недовольстве и намерении бороться за свои интересы заявили только 14% работников, чьи права были нарушены. Еще 14% воспринимают подобные факты как должное, как некоторую плату за «плюсы» работы, в качестве которых, как правило, выступает более-менее приемлемый уровень зарплаты.
40% работников, чьи права были нарушены, вообще не предпринимали никаких попыток защитить свои интересы. Треть (32%) пытались делать это в ходе личных переговоров с начальством. Каждому десятому пришлось уйти с работы, так и не решив проблемы, а 8% ответили руководству по принципу «око за око» – просто стали меньше работать.
Популярностью у каждого десятого пользуются неформальные методы решения проблемы – личные связи, применение или угроза применения силы, денежные подношения и другие подарки.
«Цивилизованные» способы, такие, как обращение в профсоюзные организации, в суд, участие в коллективных акциях протеста, не рассматриваются россиянами как действенные меры в борьбе за свои права. К ним в общей сложности прибегали не более 12% работников.
В том, что работники не доверяют профсоюзам, виноваты, конечно, и сами общественные организации. Далеко не все из них проявляют упорство и смелость в борьбе с произволом работодателей и властей. Но на общем «профсоюзном» полотне ярко выделяется Профсоюз работников образования и науки РФ. Это действительно реальная, мощная сила, способная противостоять политическому беспределу, выступать инициатором в защите трудовых и социальных прав не только работников образования, но и граждан России в целом. Приведем недавний пример. Антисоциальный закон, который внесло в Думу правительство, возможно, не привлек бы внимания широкой общественности… если бы не профсоюз.
Центральный комитет провел огромную аналитическую работу по «расшифровке» законопроекта. Газета «Мой профсоюз» стала трибуной, с которой к народным избранникам обратились руководители регионов, ректоры, профсоюзные лидеры, ученые – все, кому небезразлично будущее социальной сферы и всей страны: «Господа депутаты! Обратитесь к своей совести! Не принимайте закон, разрушающий социальную сферу и ущемляющий права миллионов россиян. Голосуя за поправки, предложенные правительством, вы голосуете против своего народа!» (№ 27-28 от 1 июля 2004 года).
ЦК Профсоюза подготовил предложения по внесению более 90 поправок в правительственный вариант законопроекта, текст которых был направлен в Государственную Думу, Совет Федерации, правление Российского союза ректоров, ФНПР. В результате рассмотрения законопроекта во втором чтении было учтено порядка 15 из них.
Оперативный анализ и разъяснения профсоюза о характере и масштабах изменений, содержащихся в проекте федерального закона, позволили в короткий срок организовать успешную, скоординированную работу над поправками в Комитете Госдумы по образованию и науке. (Подробную информацию можно найти в №35 «МП» от 26 августа 2004 года и на сайте www.ed-union.ru).
И сегодня, когда закон уже принят, мы не опустили руки. Президиум отраслевого профсоюза и Ассоциация работников непроизводственной сферы РФ приняли решение продолжать борьбу. На 20 октября намечена Всероссийская забастовка бюджетников.
Сегодня благополучие учителей и школ, в которых они работают, зависит не только и не столько от правительства, сколько от местных органов власти – от руководителей регионов, губернаторов, мэров. И в первую очередь от самих учителей, от единства нашего профессионального сообщества. Именно активная гражданская позиция педагогов должна определять будущее российского образования.
Комментарии