Одни педагоги считают воспитательную работу тяжелой обузой, другие – самой главной обязанностью. Найти одаренного классного руководителя труднее, чем хорошего предметника. Учителя старой закалки чаще всего продолжают работать по старинке, а у молодых нет основательной практической подготовки.
Каково сегодняшнее состояние службы классных руководителей? С какими проблемами они сталкиваются в своей работе? Какой помощи и поддержки ждут? Мы, творческое сообщество «Классный руководитель XXI века», организованное на сайте «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru, провели собственное исследование этих вопросов весной 2006 года. На вопросы нашей анкеты отвечали и нынешние, и бывшие классные руководители, завучи, директора, методисты, кандидаты наук.
Анкета включала четыре вопроса:
1. Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать современный классный руководитель?
2. Какие затруднения вы испытываете в работе и кто приходит к вам на помощь?
3. Каким образом вы повышаете свою квалификацию как классный руководитель?
4. Какую помощь и поддержку могло бы оказать вам наше сообщество и какую помощь вы бы могли оказать в рамках сообщества своим коллегам?
Первый вопрос. Суммировав все ответы на него, я получила довольно увесистый «рюкзачок» ЗУНов:
1. Знания по теории и методике воспитательной работы.
2. Знания по психологии (прежде всего возрастной и социальной).
3. Знания по основам физиологии школьников, требования школьной гигиены.
4. Компьютерная грамотность, последние веяния в сфере информационных технологий.
5. Умение ориентироваться в основных образовательных нормативных документах, в трудовом и семейном законодательстве; знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики.
6. Умения организаторского характера.
7. Коммуникативные навыки.
8. Навыки анализа, диагностики, прогнозирования, коррекции, разрешения конфликтных ситуаций, самоконтроля.
9. Умения и навыки практического характера из различных областей (туризм, экскурсии, рукоделие, кулинария, оказание первой медицинской помощи и многое другое).
Второй вопрос. Затруднения можно сгруппировать следующим образом:
Пробелы в знаниях. Чаще всего респонденты указывали, что им не хватает знаний по психологии, новым педагогическим технологиям, компьютерных знаний, а также информации о новых ИКТ в сфере воспитания. Многие отмечали, что теряются в огромном количестве литературы, на поверку не всегда качественной.
Коммуникативные затруднения. Указывали и трудности в общении с детьми и их родителями, особенно группы риска.
Кроме того, отмечали, что часто трудно найти хорошего специалиста для проведения бесед с учениками: либо откровенная халтура, либо слишком высокий гонорар. Некоторые связывали трудности в общении с тем, что в СМИ зачастую появляется слишком негативная информация о школе и учителях. Родители, даже не вникая в суть возникшей проблемы, приходят в школу отрицательно настроенные.
Нехватка свободного времени, перегруженность. Тем, кто работает в школе, известна проблема под названием «бумажный блок». Это проверка дневников, составление текущего плана работы, выставление оценок, работа с журналом, оформление документации, создание сценариев, различных характеристик и многое другое. Есть еще организация текущих дел (питание, дежурство, объявления по классу и т.д.) и работа с взрослыми (родителями, учителями-предметниками, психологической службой, совещания и прочее). Бумажная деятельность зачастую отнимает больше времени и сил, чем работа с детьми.
Отсутствие квалифицированной помощи. Многие ответили, что им помогают коллеги, администрация, психолог, родители. Но некоторые учителя писали, что не знают, к кому обращаться.
Финансовые трудности. Многие, читая эти строки, подумают: опять о доплатах! Нет, далеко не все затронули этот вопрос. Затруднения материального плана указывали такие: достать автобус для поездки, найти деньги на призы в конкурсах и т.д.
Третий вопрос. Самые популярные ответы:
– самообразование, чтение методической литературы, периодических изданий;
– использование опыта и советов своих коллег;
– использование интернет-ресурсов.
Лишь единицы указали:
– школьное методическое объединение классных руководителей;
– курсы повышения квалификации. «Помогать вроде бы как должны заместитель директора по внеклассной работе, служба сопровождения», – ответил один из участников исследования.
Четвертый вопрос. Обмен передовым опытом, новыми идеями, обсуждение различных ситуаций, обмен методическими материалами, знакомство с ИКТ-технологиями для классных руководителей, участие в семинарах и конкурсах, встреча с людьми науки.
Данные социологического опроса показали, что более 60 процентов опрошенных выступают за то, что нужен институт освобожденных классных руководителей. «Так за что же нам бороться: за повышение ставок или за освобожденного классного воспитателя?» – спрашиваем мы вместе с участниками исследования.
Проблем и трудностей ОЧЕНЬ много. Кто же нам поможет?
Принято говорить за себя. Поэтому поставлю вопрос так: чем Сеть творческих учителей http://it-n.ru может помочь классным руководителям? Конечно, знания по педагогике и психологии, полученные в институте, не всегда применимы в нашей практической деятельности, да и науки эти не стоят на месте. Поэтому у нас вы можете найти любую помощь, советы, ссылки на передовой педагогический опыт, идеи для работы с учениками, их родителями и коллегами, материалы для проведения необычных школьных методических объединений классных руководителей. Можете поделиться своими находками, стать нашим автором.
Кроме того, наши коллеги-информатики создали специально для классных руководителей электронную таблицу мониторинга успеваемости учащихся в Excel, базу данных в Access. Они готовы оказать посильную помощь в любом начинании, связанном с ИКТ (сообщества «Применение VBA в учебном процессе и проектной деятельности» и «Softология для учителя. Технари помогают предметникам»). По вопросам, связанным с психологией, вы можете смело обращаться в сообщество «Психология для учителя».
Давайте помогать друг другу!
Юлия СКВОРЦОВА, учитель истории СШ №9 города Воскресенска Московской области, координатор сообщества «Классный руководитель XXI века» в Сети творческих учителей http://it-n.ru
E-mail: skvorchiha@yandex.ru
Комментарии