search
main
0

Спасение начинающих – дело рук самих начинающих Куда податься молодому писателю?

В лучших наших журналах издавна существует обычай не платить за первую повесть начинающему автору, которого журнал впервые рекомендует публике. Этому обычаю подверглись все доселе начинавшие в “Современнике” свое литературное поприще, как-то: Гончаров, Дружинин, Авдеев и др. Этому же обычаю подверглись в свое время как мои, так и Панаева первые произведения. Я предлагаю Вам то же, с условием, что за дальнейшие Ваши произведения прямо назначу Вам лучшую плату, какую получают наши известнейшие (весьма немногие) беллетристы…” Так в 1852 году писал редактор “Современника” Николай Некрасов начинающему прозаику Льву Толстому…
Жаловался ли Толстой, что ему гонорар не заплятят? Вряд ли. Что ему деньги – граф все-таки. Зато, увидев, как отредактировали “Детство”, ругал Некрасова на чем свет стоит… Впрочем, это было достаточно давно. Но сегодня начинающему прозаику или поэту предстоит преодолеть немало трудностей на пути к славе. В “толстых” журналах их отвергают. А напечататься можно чаще всего только за свой счет. Не столь давно Конгресс интеллигенции России организовал “круглый стол”, на котором обсуждались проблемы молодых писателей. Стол объединил главных редакторов известных журналов (“Октябрь”, “Новый мир”, “Дружба народов”) и молодых авторов, которые пытаются найти свой голос в литературе.
Молодых мы печатаем не за то, что они молодые. Скидок не делаем потому, что надо держать планку и давать читателю качественный продукт, а не полуфабрикат. Но талантам надо, безусловно, помогать, поскольку бездарности пробьются сами. К этим тезисам сводились многие выступления. Самое важное – высоко поставленная планка требовательности к себе, которую нельзя снижать после успешной публикации. Кто-то оговорился, что печатать начинающего автора – все-таки риск, вот почему в журналах их особо не приветствуют. Молодые сетовали на трудности с публикациями, на отсутствие творческого общения со сверстниками. Ведь никто не проводит, как раньше, совещания молодых литераторов. Одно осталось местечко, которое дает возможность такого общения, – Литературный институт… В какую-то минуту казалось, что разговор напоминает плач о прекрасном, но невозвратном прошлом. Ах, как было хорошо, когда “тоталитарный” комсомол давал деньги на работу с молодыми талантами, как хорошо было в журнале “Юность” 1960-х годов, где явление начинающего автора воспринималось едва ли не как праздник, устраивались поездки по стране. И хорошо бы сейчас создать для начинающих нечто вроде справочного литературного бюро, которое информировало бы об издательствах, журналах, давало литературные советы. Была ведь когда-то в столице литературная консультация. Словом, все лучшее, что можно придумать для молодых, уже было придумано в то самое время, против которого столь активно выступили некоторые литературные мэтры, присутствовавшие на “круглом столе”.
Странной кажется вроде бы достойная внимания идея об организации специального журнала для молодых. В той же “Юности” был не молодежный редакторский коллектив, он состоял из уже известных, заслуженных людей. А потом такие журналы есть. “Литературная учеба”, “Московский вестник”, “Русская провинция” из Твери уделяют немалое внимание молодым. Почему бы не оказать поддержку им? Молодежные журналы гибнут. Перестала выходить “Лепта”, не столь давно после долгого молчания появился на прилавках журнал “Соло” и вновь пропал.
Виной всему, конечно, безденежье. Но не оно одно.То, что писатели разобщены, доказал и “круглый стол”, где не было представителей “Москвы”, “Нашего современника”, наконец, той же “Молодой гвардии” и вышеперечисленных молодежных журналов.
Впрочем, что мы все о прозаиках и поэтах. У начинающих драматургов те же проблемы. Но у них появляется шанс проявить творческие способности. С апреля по сентябрь 2001 года единый научно-методический центр комитета по культуре Москвы проводит конкурс для молодых драматургов. Он называется “Премьера”. На конкурс принимаются не публиковавшиеся и не поставленные на профессиональной сцене произведения. В “Премьере” пять номинаций: оригинальная (авторская) пьеса для драматического театра, сценическая версия классического произведения, сценарий эстрадной программы, сценарий празднования Дня города или иного массового зрелищного мероприятия, пьеса о Москве. К участию приглашаются все, кому нет еще тридцати лет. Жюри рассматривает работы анонимно. Работы лауреатов планируется включить в сценарный сборник “Премьера”, опубликовать в других изданиях, рекомендовать к постановке в московских театрах. Словом, литературная жизнь продолжается, несмотря на трудности и дебаты за “круглыми столами”.
Федор ТОННЕЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте