Нина Мелехина, учитель истории и обществознания школы №271, победитель конкурса в номинации «Молодой педагог», выпускница исторического факультета Московского городского педагогического университета: – Мой проект непосредственно связан с актуальными проблемами общественного развития России и Москвы, приоритетными целями современного образования и призван решать конкретные социально-педагогические задачи. Взаимосвязь социального развития, с одной стороны, содержание и организация образовательного процесса, с другой, основной принцип этого проекта.
Образование на высшем уровне провозглашено одним из общенациональных приоритетов. В системе образования созидается главный «ресурс» общественного развития – человеческий потенциал, его качество. Развитие этого потенциала в школе, на мой взгляд, связано не только с передачей знаний и даже не только с обучением их практическому применению, но и с мировоззренческим, социальным становлением личности как активного, творческого деятеля и созидателя.
Как учителя истории, увлеченного археологией, как гражданина своей страны и своего города, меня взволновала угроза исчезновения памятника археологии XI – XVIII веков. Центральная часть памятника находится на месте, связанном с исторической трассой волока торговых судов из реки Москвы в реку Клязьму. Большая часть памятника уже ушла под строительство микрорайона Митино. У нас под боком решается судьба центральной части памятника археологии XI – XVIII веков, на месте которого планируется строительство торгового центра. Неужели жители нашего города могут оставаться равнодушными к этой проблеме? Полагаю, что если эта проблема серьезно волнует общество, то и школа – тем, что в ее силах, – не может не искать ответа, превращая поисковую и общественную деятельность школьников в средство воспитания. В этом и состоит актуальность моего проекта.
Моя педагогическая инициатива заключается в привлечении учеников школы, в которой я работаю, к участию в защите конкретного памятника археологии – села Спас, который находится на территории Северо-Западного округа. Поэтому мой проект и называется «Не дай пропасть истории. Сохраним Спас вместе!». Я уверена в том, что если приложить усилия, мы не только сохраним древний памятник археологии, но и сформируем уважительное отношение учеников к своей Родине и ее истории, воспитаем гражданина своего Отечества.
Цель моей работы – разбудить социальную инициативу учащихся по привлечению внимания общественности к проблеме сохранения памятника археологии XI – XIII веков.
База проекта – село Спас, а содержание работы – организация деятельности школьников на его исторической территории.
Главная идея проекта заключается в том, чтобы создать возможность сохранить историю, которая погибает на глазах. Мне важно показать своим ученикам, что в жизни не все решают деньги, что все зависит от инициативы каждого из нас.
Прежде всего для меня в проекте важно и то, что я рассказываю вместе со своими учениками об исторических судьбах селений (на примере села Спас), с давних времен развивавшихся в непосредственной близости от столицы и только в XIX – XX веках вошедших в ее городскую черту, а сегодня находящихся под угрозой исчезновения.
Проект мы реализуем в течение трех этапов.
На первом этапе – подготовительном – в 2008 году мы провели на базе школы №1327 «круглый стол» с участием учеников 8-10-х классов. На встречу с ними пригласили представителей общественного совета жителей Митина, а также представителей администрации и учителей. Учащиеся ознакомились с краткой историей села Спас, а также с существующей проблемой его исчезновения. В заключение «круглого стола» было проведено анкетирование учащихся, результаты которого позволили сформировать инициативную группу, получившую название «Юные защитники истории», а также наметить основную программу действий, спланировать сроки проведения раскопок на территории Спаса. На первом этапе при помощи социального педагога школы мы установили связи с Центром занятости для материальной поддержки участников раскопок.
Второй – основной – этап во время нашего трудового лета (июнь-июль 2008 года) мы начали с обзорной экскурсии местности Спаса под руководством местного жителя Александра Николаевича Матвеева и его сына. Затем инициативная группа «Юные защитники истории» приступила к своим первым в жизни археологическим раскопкам, на которых им представилась возможность соприкоснуться с древней историей. Меня порадовало, что ученики выступили с инициативой создания макета местности Спаса, чтобы сохранить впечатления об увиденном. Могу сказать, что на этом основной этап не закончился, в дальнейшем мы планируем собрать информацию, изучая источники, документы и литературу, об истории Спаса. Кроме того, в наших планах проведение конференции, где мы подведем итоги нашей работы и включим в инициативную группу новых ребят. На конференцию будут приглашены жители Спаса, представители органов власти, СМИ, политических движений, строители. Кстати, нашими социальными партнерами в реализации проекта стали: общественный совет жителей Митина, управа «Митино», которая помогала нам искать финансовых партнеров, Центр археологических исследований Главного управления памятников Москвы, который вел контроль за ходом раскопок, Центр занятости, который предоставлял рабочие места.
Информация к сведению
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Сохранение древнего памятника археологии.
Создание школьного музея истории Спаса.
Рост социальной инициативы учащихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Помощь учащимся в выборе профессии.
Создание печатной работы о жизни села Спас в настоящее время.
На заключительном этапе, который мы завершим к концу 2009 года, будет осуществлен сбор экспонатов для создания музея истории Спаса. Результатом этого этапа станет сохранение памяти о важнейшем памятнике археологии и передача патриотического опыта подрастающему поколению.
В перспективе мы хотели бы проводить школьные экскурсии и знакомить ребят с экспозицией, посвященной истории Спаса, сотрудничать со школами Митина и распространять наш опыт, расширить инициативную группу по защите памятников Москвы и Подмосковья, искать и находить новых социальных партнеров.
Города, как медузы, расширяясь, впитывают в себя близлежащие села и деревни. Одни из них пропадают бесследно, память о других остается в названиях районов, улиц и переулков. Урбанизацию мира не остановишь. Но печально, когда вместе с исчезновением поселений наших предков укорачивается и наша историческая память. Спасая Спас, мы спасаем и свою историческую память.
Комментарии