В структуре комплексной спартакиады школьников, проводимой детским оздоровительным центром «Северный», предусмотрены осенняя и весенняя спартакиады допризывной молодежи. Участие в них школ обязательно, только вот привлечь к состязаниям школьников не всегда удается. Почему?
Спартакиада допризывной молодежи – мероприятие, порожденное советской системой образования тогда, когда в государственной учебной программе общеобразовательных школ был предмет «Начальная военная подготовка (НВП)». Цель спартакиады тех лет сводилась к обеспечению военно-патриотического воспитания, физической и прикладной подготовки юношей как потенциальных защитников Советской Родины. В памяти остался бум начала 80-х годов вокруг материально-технического обеспечения базы предмета НВП. Как грибы после дождя появлялись военизированные полосы препятствий с макетами танков и окопами для метания гранат, стрелковые тиры, строевые плацы, гимнастические городки с нестандартным набором снарядов, оформлялись комнаты и музеи боевой славы, кабинеты НВП. Все это принималось как государственный подход в воспитании патриотизма и физической подготовке будущих воинов Советской Армии.
Все рухнуло и обесценилось в постсоветский период 90-х годов. Из государственной учебной программы НВП была исключена и по сей день не восстановлена. Это не могло не сказаться на отношении юношей к службе в армии: она стала восприниматься молодежью как тягостная повинность, избежать которой стремятся многие.
К стремлению восстановить систему патриотического воспитания и заинтересовать школьников подготовкой к службе в армии можно отнести проведение реанимированной спартакиады допризывной молодежи. Но возьму на себя смелость заявить, что условия спартакиады, ныне практикуемой для московских школьников, тому не способствуют. Согласно ее условиям каждый из шести юношей, составляющих команду школы, обязан проявить себя в плавании на 100 метров, в спринтерском беге на 100 метров, в беге на выносливость на дистанцию 1 километр, продемонстрировать силу, подтягиваясь на перекладине и метая гранату. Конечно, очень заманчиво иметь такую разносторонне подготовленную молодежь, но на практике она демонстрирует весьма низкий уровень готовности участников состязаний.
Утверждая программу спартакиады, ее организаторы возлагают ответственность на школу за качество подготовки к ней учащихся. Но, сообразуясь с логикой здравого смысла, некоторые требования выглядят абсурдными. Можно ли обязывать школу участвовать в соревнованиях по плаванию, если при школе нет плавательного бассейна, в метании гранаты, в беге на 100 метров или в беге на 1 километр, если ограниченные размеры территорий многих школ такую возможность исключают? Думаю, что нельзя!
Соревнование – логическое завершение учебного процесса, но в силу объективных обстоятельств говорить о какой-либо целенаправленной подготовке к спартакиаде не приходится. Однако есть распоряжение, и учитель вынужден собирать команду, что удается далеко не всем и не всегда. Ведь убедить ученика, имеющего пробелы в подготовке, принять участие в соревнованиях трудно. Есть случаи, когда, согласившись на участие в соревнованиях, юноши в назначенный день в школу не приходят, сославшись на плохое самочувствие. Вот так, «откосив» от спартакиады допризывника, они приобретают опыт, как в будущем «откосить» от призыва в армию.
А теперь посмотрим, в каком положении находится сам учитель. Будучи обязанным выставить команду, учитель, заставляя учащихся, не имеющих соответствующей подготовки, участвовать в соревнованиях по плаванию, в метании гранаты или в беге на 1 километр, рискует нажить себе большие неприятности. Практика проведения соревнований знает случаи, когда приходилось спасать незадачливого пловца, граната улетала в сторону зрителей, а на беговой дорожке погибали юноши. Организаторы спартакиады об этом знают. Именно поэтому в карточке участника предусмотрен пункт, гласящий: «За здоровье и готовность отвечаю лично». Он же предусматривает и личную подпись представителя команды.
Требования организаторов спартакиады допризывной молодежи во многом не увязываются с требованиями учебных программ для общеобразовательных школ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Возьмем программу, составленную А.Матвеевым, доктором педагогических наук, профессором Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заведующим лабораторией содержания образования по физической культуре Института общего среднего образования РАО. В ней такие упражнения, как плавание и метание гранаты, в учебном процессе не упоминаются и из перечня требований к уровню подготовки выпускников средней школы исключены.
Заглянем и в программу, которую составил доктор педагогических наук В.Лях в соавторстве с кандидатом педагогических наук А.А.Зданевич. Уровень физической подготовленности юношей 16-17 лет в ней оценивается бегом на 30 метров (скоростные способности), а выносливость – шестиминутным бегом. Какой-либо конкретной дистанции не указано, и у этих авторов метание гранаты в перечне требований к физической подготовленности юношей исключено.
Вот и получается, что составители программы спартакиады допризывников находятся в явном противоречии с представителями науки. Так под кого же учителю подстраиваться?
Под большое сомнение можно поставить и прикладной (армейский) характер упражнений программы спартакиады. Прежде всего потому, что отсутствует упражнение с оружием (стрельба, разборка и сборка автомата). Известно, что метание гранаты на дальность с разбега в полный рост в современных боевых действиях при наличии такого оружия, как гранатомет, малоэффективно. Этот вид физических упражнений стал анахронизмом, от которого необходимо отказаться так же, как на определенном историческом этапе совершенствования боевых действий отказались от метания копья и стрельбы из лука. Не используется в армейской подготовке и бег на дистанцию в 1 километр: минимальная «армейская» дистанция – 3 км.
А теперь об итогах спартакиады. Каких-либо критериев оценки качества в каждом из предлагаемых упражнений организаторы не предлагают. А это означает, что какого-либо анализа состояния физической готовности участников спартакиады не делается. А ведь руководство школы, обязанное организаторами спартакиады выставить команду на соревнования, обязательно должно получить информацию о состоянии физической готовности своих учащихся в сопоставлении со сверстниками из других школ. Вот только этим организаторы спартакиады себя не утруждают.
После всего сказанного напрашивается вывод о том, что спартакиада допризывников – мероприятие бессмысленное, а значит, никому не нужное, разве что для галочки в отчете. Однако это мероприятие можно «спасти», объявив конкурс идей по организации спартакиады. Необходимо выслушать учителей физкультуры и преподавателей предмета ОБЖ. Сам я имею опыт проведения подобных спартакиад, поэтому предлагаю проводить Спартакиаду допризывной молодежи в мае в период военно-полевых сборов юношей.
Валерий ШЕВЧЕНКО, учитель физкультуры высшей категории
Комментарии