search
main
0

Созвездие успеха

Москва прикоснулась к легендарному «Артеку»

В 57‑м павильоне ВДНХ, где представлены лучшие практики и инновационные методики сферы образования и воспитания в рамках выставки «Россия», есть площадка, на которой о своей деятельности ярко рассказывают представители всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Смена», «Алые паруса» и, конечно, Международного детского центра «Артек». «Артек» и Общероссийский Профсоюз образования – постоянные партнеры. Нас объединяет тематическая смена «Другая школа», на которую попадают юные таланты – победители конкурса «Арктур». И, разумеется, педагоги, которые работают на этой смене, не могли обойти стороной грандиозную выставку. 15 июня здесь прошли мастер-классы победителей всероссийских конкурсов профессионального мастерства под названием «Арктур – Артек: созвездие успеха».

 

Елизавета БУГОРСКАЯ посвятила свой мастер-класс цирковому искусству

 

Место для небожителей

Интерактивное занятие на тему «Отражение образа «Артека» в искусстве: вчера, сегодня, завтра» провела абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 Лариса Арачашвили. Лариса Гивиевна начала с теста о легендарном лагере. Его по заданию педагога в считаные секунды создала нейросеть. Учитель года делится своими открытиями: «Я узнала, что во время войны «Артек» изначально эвакуировали в Сталинград, а уже потом в Алтайский край. Это меня поразило, потому что я сама из Волгограда».

Лариса Арачашвили рассказала, как красоту «Артека», Гурзуфа и окрестностей изображали художники, в том числе талантливая, рано ушедшая из жизни Надя Рушева, которая приезжала в легендарный лагерь и написала так: «Моя жизнь делится на два этапа: до «Артека» и после!». Во время смены она постоянно рисовала и дарила свои рисунки ребятам.

Об «Артеке» поставлены спектакли и даже балет, международный детский центр периодически превращается в съемочную площадку. И есть огромный пласт литературы об «Артеке» – художественная проза, стихотворения, дневники и воспоминания. Маршак, Барто, Гайдар… Все помнят «Четвертую высоту» Елены Ильиной. «Книги про «Артек», с одной стороны, реальность, с другой – утопия, мир, каким он должен быть в идеале», – считает Лариса. И, конечно, филолог предложила практическое задание – угадать пропущенное слово в цитатах об «Артеке». Вот что сказал Игорь Крутой: «В советское время в «Артек» попадали дети, которых мы считали (…), настолько путевка в этот детский лагерь считалась почетной и престижной наградой. И такое отношение к «Артеку» сейчас возвращается. Это место с особой историей, непередаваемой детской атмосферой и энергетикой». Пропущенное слово – «небожители».

 

Цирк, да и только

Педагог-организатор из Орла, победитель регионального конкурса «Сердце отдаю детям», финалист Всероссийского конкурса «Арктур» Елизавета Бугорская увлекла всех цирковым искусством. Посетители выставки, причем и дети, и взрослые, не могли оторваться от мячиков, тарелок, колец, платков – всем этим можно жонглировать! А вот с пои участники мастер-класса под руководством Елизаветы создали целый номер. Пои – это пара шаров, связанных веревкой или цепью, инвентарь для кручения и жонглирования, атрибут огненных шоу. Елизавета Владимировна сделала пои своими руками – из разноцветных длинных носков и мячиков. Педагог объяснила: «Пои пришли к нам из Африки. Их использовали для обрядов – на удачную охоту, на дождь…»

В дни проведения мастер-классов дождей в центральном регионе страны хватало. Так что Елизавета и участники ее занятия вызывали хорошее настроение. «В нашем объединении мы с ребятами делаем номера и с пои, и с другими предметами, иногда миксуем. Еще крутим большие палки, детям очень нравится. С удовольствием тренируются, потом ходят радостные: «Вы представляете, у меня получилось!».

 

Ребята выполняют задание Александры ПОДЛЕВСКИХ

 

Чудо отрядной жизни

Еще одно чудо, которое вызывает прекрасное настроение, показала педагог из Санкт-Петербурга, методист, победитель Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» Александра Подлевских. «Чудо отрядной жизни» – так назывался ее мастер-класс. Этот фокус знаком педагогам, особенно вожатым: когда из толпы детей, которые не очень-то хотят общаться друг с другом, получается дружный, управляемый отряд. Термин «тимбилдинг» возник в сфере бизнеса. Техники и практики тимбилдинга взяли на вооружение педагоги.

Итак, в лагерь приехали дети, у каждого из них есть личная цель. Формирование навыков командной работы начинается с гармонизации общих целей отряда с целями персональными. Затем создается командный дух – для этого вожатые используют различные игры. «Игра нужна, чтобы дети узнали друг друга. Человек не будет нести ответственность за людей, которых он не знает», – объясняет Александра Никитична. Кроме того, играя, дети начинают друг друга видеть, каждому ребенку находится своя роль. И субъектом становится общность, команда.

«Нет смысла требовать от современного ребенка безоговорочного и бессмысленного подчинения, – уверена Александра. – Важно сформировать для всех участников отряда смыслы для объединения в коллектив». Эти смыслы рождаются, когда дети преодолевают трудности, делают общее полезное дело. Да-да, наши зависимые от гаджетов ребята хотят быть полезными обществу не меньше, чем пионеры.

Александра Подлевских за пять минут с помощью проверенных упражнений превратила в дружный отряд группу незнакомых между собой детей. Это ли не чудо!

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте