search
main
0

Созидать. Быть благодарной. Замечать счастье

Важные жизненные и профессиональные принципы

Екатерина ЩЕРБАКОВА – учитель алгебры, геометрии, математики в гимназии №23 имени Героя Советского Союза Николая Жугана Краснодара. Профессиональный и жизненный девиз, который выпускница Кубанского государственного университета, классный руководитель восьмого класса озвучила перед жюри, коллегами и другими участниками Всероссийского конкурса «Учитель года России», такой: «Слышать сердце. Замечать счастье. Созидать. Быть благодарной».

Она выросла в счастливой семье с мамой, папой и братом. Долгое время в семье жила и бабушка, строгая и добрая одновременно. Они вместе ездили на Черноморское побережье к прабабушке. Счастливое и свободное детство среди любящих и заботливых людей досталось будущему учителю. Получив огромный запас любви, Екатерина Александровна однажды начнет делиться тем, что было получено как подарок. Выбор профессии учителя – возможность быть благодарной жизни, родителям, родным и близким людям, тем, с кем она рядом в гимназии, и, конечно же, своим ученикам. Для Екатерины Александровны важно быть учителем, ей хочется дарить ученикам вдохновение, быть им опорой и значимым взрослым. Учитель считает, что каждый ребенок ценен своей индивидуальностью. Екатерина Щербакова продолжает учиться вместе с детьми и благодаря им.

Общаясь с молодым учителем, чей педагогический стаж, казалось бы, небольшой – пять лет, я думала о том, как обаятельная и жизнерадостная Екатерина Щербакова слушает своих учеников сердцем. Что означают ее слова? Оказалось, что за такими трогательными словами не только чувства, но и действия, педагогические методики, а главное – желание учителя взрастить достойного человека, а потом уже научить решать сложные математические задачи.

В прошлом году Щербакова стала победителем конкурса «Учитель года Кубани». Откуда, скажите, у нее такая смелость: после четырех лет педагогического опыта решиться на всероссийский конкурс? Может быть, потому что наша героиня учитель в шестом поколении? А может быть, потому что уже были признаны труды молодого педагога на высоком уровне? Есть почетные звания и награды: диплом победителя краевого профессионального конкурса, губернаторская медаль «За выдающийся вклад в развитие Краснодарского края» III степени.

Педагогическая смелость – то, что впитала Екатерина Щербакова с молоком матери. А еще она считает одним из главных своих учителей и наставников дедушку, профессора Обнинского института атомной энергетики Виля Асадулаевича Тупчиева. Все свое детство маленькая Катя вбирала в себя мысли, жизненный настрой близкого человека, влюбленного в науку, желающего открывать, познавать и создавать фундаментальные вещи.

Екатерина Щербакова любит математику и уверена в том, что гуманитарии при желании могут познать ее красоту. Что говорит о предмете тридцатитрехлетняя учительница, которую вы видите на красивой фотографии? Она уверена, что это наука, которая учит мыслить. Да, математика не для всех. Но напоминает, что куда мы вкладываемся, там и получаем отдачу – это тоже один из профессиональных принципов педагога. Екатерина Александровна стремится к тому, чтобы ученики, которым она помогает открыть смысл чисел, задач, сложных упражнений, чувствовали ее постоянную поддержку в стремлении раскрыть себя, понять и развить свои таланты. Математик Щербакова уверена, что не все дети должны знать математику на «отлично». Правильнее и лучше работать на уроке на высоких скоростях своих возможностей, отдавать себя процессу по принципу «здесь и сейчас», стараться. И когда учитель видит искренние труды ученика – это главное, и потому четверка может быть выше пятерки. Чувствуя, что находится на своем месте, Екатерина Александровна всем сердцем готова помогать и помогает детям стать лучше, раскрыться, поверить в себя. Ей нравится учить и учиться, черпать вдохновение и радость от общения с детьми.

Те, кто хорошо знает краснодарского учителя, наверное, уже не удивляются тому, как много она успевает в жизни: заботиться о семье, в которой любящий муж, который тоже преподает, двое детей, а еще каждодневные уроки и несколько видов хобби. Бег, тяжелая атлетика, танцы и зумба (есть даже инструкторские «корочки» и опыт преподавания). В ее активе и восьмилетний опыт занятий спортивными бальными танцами. Спорт, общение с детьми, прогулки по парку, встречи с друзьями, желание создать для себя, своих родных счастливые часы в будние дни – одно из жизненных правил. В семье во многом благодаря мужу Щербаковы вместе занимаются спортом. Екатерине Александровне нравится бегать по улицам солнечного Краснодара. Тяжелая атлетика как смена деятельности, возможность почувствовать себя живой.

В будни в семье педагога не принято смотреть телевизор, только по выходным: общий просмотр хороших добрых фильмов. Социальные сети или книга: всегда у каждого человека есть выбор. Рассказывая о своих увлечениях, Щербакова с радостью говорит о том, что ей нравится читать на английском. Две статьи, к примеру, каждый день, расширяя свои навыки, чтобы стать, как бы это громко ни звучало, лучшей версией себя, когда приходится выбирать между слабостью и тем, что делает сильнее, при этом сохраняя и приумножая удовольствие и от маленьких, и от глобальных целей, а способы их достижения – тоже выбор. Конечно же, педагогу пригодились знания, которые она получила, обучаясь в гимназии с углубленным изучением английского. Педагог постоянно использует свои лингвистические знания на уроках математики, чтобы показать универсальность знаний как таковых, а также укрепить межпредметные и межличностные связи. Прочитать задание на английском, сделать задачу на иностранном языке – это, по мнению Екатерины Александровны, еще одна возможность для учеников активно проявить себя, а для учителя один из способов заинтересовать школьника. Так и получается своего рода новая зона развития и детей, и педагога, конечно же, не в ущерб образовательному процессу.

К иностранным языкам Екатерина Александровна испытывает трепет с самого детства, с большим удовольствием продолжая их изучение и сейчас. Снова и снова она благодарит своих родителей, которые, расставляя жизненные приоритеты, много путешествовали вместе с детьми. Екатерина Александровна побывала в Чехии, Франции, Англии, Норвегии. Выбор родителей, которые посвящали свое свободное время поездкам по дальним странам, помог осознать важные вещи: что мир огромный и в нем живут самые разные люди. Традиции родительской семьи продолжены и теперь, Щербаковы путешествуют по России вместе со своими детьми – дочкой и сыном.

В официальном документе, который Екатерина Александровна заполняла, готовясь к всероссийскому конкурсу, нужно было указать свои профессиональные и личностные качества. Догадываетесь, о чем написала Екатерина Щербакова? Цитирую: «Доброта, человечность, терпение, профессионализм, ответственность, чувство юмора, открытость». Представьте, именно в таком порядке. Слушая учителя, я ловлю себя на мысли, что Екатерина Александровна очень искренний человек. Воспитать достойного человека – главная задача в педагогическом процессе, к которому учительница подключена сердцем. Для нее важно, чтобы ученики могли почувствовать другого человека, поддержать, если решение примеров и задач дается с трудом. И как тут без душевного настроя и чувства юмора, без того, что помогает выстроить добрые отношения, создать позитивную атмосферу на уроке?

Открытость учителя Щербаковой, по ее убеждению, – это тоже готовность меняться, проявляя гибкость в отношениях с подростками, конечно же, при этом сохраняются необходимые границы между учителем и учеником. Открытость краснодарского учителя хорошо видна и на ее странице в одной из социальных сетей. Это современно – иметь свою личную страницу, но ведь ее важно наполнить чем-то невероятно интересным и искренним. Екатерине Щербаковой это удается. Прочтите один из текстов, посвященных ее наставникам: «Мой наставник учил меня учить, учил меня, что «детям это очень сложно», что «нужно объяснять медленнее, еще медленнее, а потом все заново еще один раз и так же медленно». Наставник подсказывал мне, как и какой контроль можно провести, чтобы получить не только представление о степени усвоения учебного материала детьми, но и колонку оценок в журнале. Мой наставник работал в тандеме со вторым. Всю жизнь. Всегда вместе. Каждый их проект был общим. Каждый мой жизненный этап сопровождался их поддержкой: мудрым советом, ободряющим словом, горячим ужином после долгого рабочего дня, заботой о моих детях (их внуках), когда ее не могла дать я. Мой наставник учил меня, что «уроки детям нужно дарить». Учил, закрывая дверь кабинета, оставлять все невзгоды и сложности снаружи, оставаясь светочем добра и истины для своих учеников, учил, что «счастье – это образ жизни», а сам работал, кажется, двадцать восемь часов в сутки, неустанно находя в труде и профессии вдохновение и радость. Радость, которую он (без какой-либо корысти и желания сохранить в своих душевных кладовых про запас) источал, питая тех, кто был рядом. Не признавал лицемерия, считая каждого изворотливого и подлого не плохим, а скорее несчастным, заслуживающим не отпора и сопротивления, а жалости. Мой наставник умел вносить корректировки и указывать на несовершенства рабочего материала, грамотно и тактично, без излишней уклончивости, но всегда деликатно и с глубокой человечностью. Говорил мне сотни слов поддержки, пересматривал десятки моих костюмов (и пару вариантов прически), преодолевал ради меня более двух тысяч километров. Был рядом. Был за меня. Делом, словом, шуткой. Учил меня любить себя. Любить себя, как вишенку, как песню о Кубани. Был специалистом высокого класса, обладал ярким купажом профессиональных компетенций, подтверждая реальными победами и достижениями все теоретические основания, на которых учил строить работу. Не давал прямых ответов, кивая отрицающее «у-у» и призывая собеседника к размышлению, направляя в сторону личностного развития. Обладал первоклассным чувством юмора и самоиронией. Благодарю! За все!»

Что к этому можно добавить, завершая писать портрет молодой и яркой учительницы из Краснодара? Екатерине Александровне важно ограждать свою личную семью от излишнего внимания, потому что они вместе с мужем стремятся собственным детям предоставить выбор. Кто знает, захотят ли они быть причастными к тому, что делает их мама, во что вкладывает частицу своего сердца, применяя багаж профессиональных знаний? В любом случае их решение будет только их решением. Сегодня жизнь Екатерины Щербаковой выстроена по ее собственному желанию, и главное, ценное в ней вместе с личной семьей – гимназия, ученики и любовь к сложным, но красивым учебным предметам!

Вера ЕВСТИГНЕЕВА, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте