Урок в 11-м классе «Разработка и создание тематического web-сайта»
Воспитательные цели:
воспитание добросовестности и профессиональной ответственности при работе с компьютером;
поощрение дружеского участия в освоении и общении с техникой;
психологическая поддержка уверенности учеников в том, что они могут управлять компьютером;
подготовка ребят к труду в новом информационном обществе;
воспитание ценностного отношения к своему и чужому труду, связанному с использованием ИКТ.
Образовательные цели:
формирование у учеников умения разрабатывать сайт при помощи текстового редактора Блокнот, отработка навыков редактирования web-страниц в кодах HTML.
Развивающие цели:
развитие коммуникативных, технических и эвристических способностей учеников в ходе проектирования и конструирования web-сайта;
развитие познавательного интереса к предмету, образного мышления, потребности к творческой деятельности, социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, эстетического восприятия природы родного края.
Задачи:
формирование общеучебных умений, изучение особенностей организации интерфейса человек – машина, а также основных требований стандартов пользовательского интерфейса;
реализация логической цепочки в процессе выполнения проектов от выбора темы и формы его выполнения на основе сформировавшегося у ученика интереса до рефлексии по поводу полученных результатов.
Оборудование
Персональные компьютеры с установленным приложением PowerPoint, браузером Internet Explorer и папками с файлами «Приложения (для создания проекта)», мультимедийный проектор, колонки, демонстрационная презентация «Этапы создания сайта», карточки с названиями тем и критериями оценивания сайта.
Ход урока
Организационный момент
Фронтальный опрос
– Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с языком разметки гипертекстовых документов HTML и научились разрабатывать документы, предназначенные для публикации в Интернете. Скажите, в чем состоит технология HTML?
– В том, что в обычный текстовый документ вставляются управляющие символы (тэги) и в результате мы получаем web-страницу. При загрузке страницы браузер представляет ее на экране в том виде, который задается тэгами.
– Почему мы начали изучение сайтостроения именно с языка разметки гипертекста, хотя нам уже известно о существовании инструментальных средств создания web-страниц?
– Использования этих средств недостаточно для создания качественных по стилю и содержанию документов.
– Действительно, это так, часто приходится форматировать введенные данные непосредственно в Блокноте, где представлена программа языка гипертекстовой разметки HTML.
А сейчас проверим ваши знания, полученные на прошлых уроках. Перечислите этапы создания сайта.
– Этапы:
1) анализ и проектирование сайта;
2) информационное наполнение сайта;
3) креатив, или визуальная составляющая сайта;
4) написание кода;
5) тестирование;
6) публикация;
7) раскрутка;
8) поддержка.
(На экране высвечиваются перечисленные пункты.)
– Итак, мы повторили, в чем состоит технология HTML, вспомнили этапы создания сайта. Я не буду называть вам тему урока – обозначьте ее сами.
– Наверное, мы будем создавать сайт при помощи языка разметки гипертекста HTML.
Работа по созданию сайта. Практическая работа
– Верно. Тема нашего урока – «Разработка и создание тематического web-сайта «География Рязанской области» при помощи текстового редактора Блокнот. Сегодня вы приобретете практические навыки по его созданию. Выбор этой темы не случаен. Как вы думаете, почему?
– 26 сентября 2008 года Рязанская область отметит свое 71-летие со дня образования.
– Правильно! Итак, работать будем в парах и индивидуально.
(На экране высвечиваются рассматриваемые вопросы.)
Каждый из вас сейчас получит карточку с названием темы. Этот проект должен содержать сведения по теме. Тексты и рисунки для проекта помещены в папку Приложения (для создания сайта) на рабочем столе. Описание основных тэгов у вас уже есть. К концу урока у каждого ученика в личной папке должны быть выложены три правильно сохраненные и оформленные web-страницы, к которым применена тема оформления и создана система навигации. Титульная страница должна содержать вводную информацию о сайте или его авторе.
И последнее: прежде чем вы начнете создавать сайт, напоминаю, что мы работаем в особом кабинете, где жизненно необходимо соблюдение правил техники безопасности (которые вы, безусловно, знаете).
Есть ко мне какие-либо вопросы по плану нашей работы? Если нет, тогда начинаем выполнение.
(Ученики работают за компьютером.)
Защита сайта
– Переходим к следующему этапу нашего урока – презентации тех сайтов, которые вы создали в этом редакторе. У вас на столах лежат памятки по работе на уроке (см. Приложение 1) и критерии оценивания сайта (Приложение 2). Я сейчас выберу три группы, которые будут презентовать свои работы. Каждая из групп поочередно покажет свою работу со всех сторон, то есть презентует свой сайт и оценит сайты других групп в качестве оппонентов и защитников.
(Обращение учителя к экспертам.)
– Уважаемые коллеги! Выступая в роли экспертов, внимательно выслушайте выступления каждой из групп. Вам нужно будет дать разработчикам сайта ценные советы: каким образом устранить недостатки, на которые указали оппоненты, как еще лучше представить те элементы, которые видели защитники.
(Обращение учителя к ученикам.)
– Ребята! Обращаю внимание на памятки по работе. В своем выступлении вы придерживайтесь указанного плана. Критикуя сайт (подчеркиваю: сайт, а не его разработчиков), отметьте согласно критериям оценивания его недостатки или какие-либо шероховатости в выступлении. Выступая в роли защитников, вы должны обратить всеобщее внимание на те особенности сайта, которые делают его более привлекательным и значимым.
Для каждой группы определена своя последовательность работы. Сначала послушаем выступления представителей всех групп по очереди. Затем первая группа «критикует» сайт третьей и «защищает» сайт второй группы. Вторая «критикует» сайт первой и «защищает» сайт третьей. Третья же группа «защищает» сайт первой и «критикует» сайт второй.
В поле «Комментарии» вы можете делать какие-либо записи для выступления.
Обращаю ваше внимание на регламент работы: для презентации сайта вам дается три минуты, для остальных высказываний – по одной минуте.
Есть ко мне какие-либо вопросы по плану нашей работы? Если нет, тогда начинаем презентовать свои разработки.
Подведение итогов урока
– Большое спасибо нашим экспертам. Как вы считаете, что можно усовершенствовать в окончательном варианте сайта?
– Можно включить в него следующие страницы:
информация об исторических лицах Рязанской области;
информация для туристов, посещающих исторические места, связанные с Рязанским краем.
– Работа по созданию web-сайта завершена. В течение урока я наблюдала за вашей творческой работой. У вас у всех получились очень интересные проекты. Наиболее полное выступление у… (объявление оценок).
Каков же итог проделанной вами работы?
– Сегодня на уроке мы приобрели практические навыки по созданию web-сайта, повторили этапы разработки проекта. Узнали много новой интересной информации.
– Я надеюсь, что составление сайта «Географии Рязанской области» было весьма полезным занятием для вас. На следующих уроках вы продолжите работу по данной теме и в дальнейшем объедините все созданные страницы в один тематический сайт.
Спасибо всем за урок!
Критерии оценивания сайтов
Содержание (до 5 баллов):
отсутствие ненормативной лексики, высказываний, призывающих к насилию, свержению существующего государственного строя (обязательно);
краткие и выразительные ссылки (1балл);
демонстрация имени, адреса, телефона, e-mail разработчиков сайта (1 балл);
содержание ссылок на авторов материалов (1 балл);
наличие карты сайта (1 балл);
большие объемы информации структурированы в отдельные логические блоки (1 балл).
Дизайн (до 10 баллов):
заголовок сайта присутствует (1 балл);
цветовая палитра не утомляет сочетанием цветов (1 балл);
элементы украшения функциональны (0,5 балла);
рисунки и фотографии откорректированы (0,5 балла);
кнопки системы навигации соответствуют стилистическому оформлению сайта (1балл);
единый для всех web-страниц формат заголовков (1 балл);
единый стиль оформления страниц (1балл);
умеренное и грамотное использование неагрессивной анимации (0,5 балла);
отсутствие движущихся и мерцающих надписей (0,5 балла);
использование одного типа шрифта (1 балл);
гармоничное расположение элементов на странице (1 балл);
целостность дизайна (1 балл).
Навигация (до 3 баллов):
наличие ссылок, позволяющих переходить на любую страницу, в начало раздела (1 балл);
активная карта сайта (1 балл);
все ссылки активные (1 балл).
Функциональность (до 2 баллов):
наличие интерактивных средств: форум, чат, гостевая книга (1 балл);
сообщение об обновлении сайта (1 балл).
Наталья КАКОВКИНА, учитель информатики Новомичуринской средней школы №1, Пронский район, Рязанская область
Комментарии