search
main
0

Создаю будущее сегодня

«Коннектиться» друг с другом - самое сложное

Ее путь в профессию не связан с династией или желанием пойти по стопам любимого педагога. На профессию учителя начальных классов Мария АНДРЕЕВА, педагог Артинского лицея, вышла от многообразия интересов. Когда она рассказывает о своем детстве в маленьком селе Манчаж Свердловской области, повторяет: «Мне повезло!»

Запас времени для учительского творчества

Повезло, потому что в селе был огромный Центр дополнительного образования, где кружки – какие хочешь, на разный вкус и цвет, к тому же бесплатно. Она хотела все. Занималась танцами, баскетболом, волейболом, настольным теннисом, вязанием, рисованием, аэробикой и даже вокалом. А еще была воскресная школа и театральная студия три раза в неделю.

Повезло, что умела распределять время и везде успевала. И когда пришел срок выбирать дальнейший жизненный путь, долго не думала. Есть профессия, объединяющая в себе и театральные подмостки, и спортивные соревнования, и руководство. Это учитель начальных классов.

Класс готовит творческие номера для школьных мероприятий – учитель и сценарист, и режиссер, иногда и актер. Дети идут в поход – классный руководитель превращается в туриста и экскурсовода. Участвуют в соревнованиях – учитель становится тренером. А если возникают сложности в отношениях, он выступает психологом. И всегда следит за дисциплиной, выполнением домашних заданий, взаимодействует с мамами и папами. Он руководитель большого и сложного коллектива детей, родителей, педагогов.

Мария Андреева окончила сначала Красноуфимский педагогический колледж (Красноуфимский район недалеко от Артинского района Свердловской области, откуда она родом), затем Уральский государственный педагогический университет, отдав освоению учительской профессии 11 лет!

Учеба в вузе шла уже параллельно с работой. На выпускном курсе колледжа ее приметил директор школы №6 поселка Арти Андрей Анатольевич Федяков. 1 сентября 2014 года молодой педагог Мария Акифовна Андреева познакомилась со своими первыми учениками.

Жизнь двигалась естественным ходом. Подрос сын. Чтобы успевать отводить его в школу и не опаздывать на собственные занятия, Андреева перешла в лицей, единственное учебное заведение поселка Арти, действующее в одну смену.

И снова Мария говорит: «Повезло!» Теперь у нее дом напротив работы, и, выглянув в окно хоть квартиры, хоть класса, можно увидеть спортивную площадку, где сын играет в футбол.
«Когда меня спрашивают, не хотела бы я переехать в крупный город, я задаю только один встречный вопрос: «Сколько времени отнимает у вас дорога до работы?» Лично я трачу две минуты. Лицей односменный – тоже благо, не приходится разрывать рабочий день. У учителя остается больше времени на педагогическое творчество и участие в дополнительном образовании», – говорит Андреева.

«Математическая шкатулка» и «Олимпийский резерв»

С раннего утра и до 6 часов вечера учащиеся находятся в лицее. После уроков остаются на продленку и на кружковые занятия. Мария Андре­ева ведет «Математическую шкатулку» для тех, кто интересуется предметом больше, чем он представлен в программе. Разбирают сложные примеры, логические задачи. Кружок «Олимпийский резерв» служит подготовке к олимпиадам. Обычно такие соревнования проводятся лишь для старшеклассников, но в Артинском районе проходят олимпиады и для младших школьников, и к ним необходимо подготовить детей.

Любимым предметом Марии Андреевой в ее школьные годы была алгебра: «Благодарна своему педагогу Александре Ивановне Зиминой. Она научила меня логике и важнейшему правилу жизни: если что-то не получилось, попробуй снова, а отрицательный результат тоже результат».

«Мария Акифовна, случались ли такие вот отрицательные результаты в вашей педагогической практике?» – спрашиваю я. Мария долго думает. Вообще-то она настолько энергичный, быстрый, огненный человек, что «долго» для нее – несколько секунд. И я понимаю, что отрицательных результатов в деятельности молодого педагога не было. Ну разве что…

В начальном звене лицея реализуется обучение по двум программам: «Перспектива» и «Школа XXI века». Они отличаются по насыщенности, скорости прохождения материала. Мария Акифовна работает по «Перспективе», там все неспешно, поступательно, планомерно. А в классе был мальчик, которому учеба давалась очень легко. Чтобы не пропала мотивация, учительница стала заниматься с ним дополнительно, готовить для него специальные, более сложные задания. Но все же ребенок перешел на другую программу, в другой класс. «Можно считать моим поражением как педагога, что не смогла для одаренного ученика создать мотивационную среду», – говорит Мария Андреева. Но можно считать это и высоким требованием педагога к самому себе!

И все-таки Мария Акифовна выделила самое сложное и важное, по ее мнению, в работе учителя. Это способность найти индивидуальный подход. И не только к ребенку. Найти индивидуальный подход ко взрослому бывает сложнее. Есть родители, и с ними нужно двигаться в одном направлении. Есть педагоги-предметники, до них нужно донести психологические особенности детишек своего класса. Есть, наконец, администрация, и нужно суметь отстоять свою точку зрения и ни в коем случае не пойти на конфликт. «Коннектиться» друг с другом – самое сложное, а для этого нужно быть человеком мобильным.

«Раньше знания считались основным достоинством педагога. Сейчас я бы вынесла на первый план другие качества. Если человек некоммуникабельный, внутренне не мобильный, не чувствует время, он не очень подходит для профессии педагога. Мир меняется, и мы, учителя, должны меняться в соответствии с ним», – считает Мария Акифовна.

Требовательность Андреевой к себе идет от политики лицея. Особенность коллектива – молодой возраст. Директор Фаина Федоровна Бугуева – «мотор, сердце, душа», эмоционально говорит о ней Андреева, – постоянно подталкивает к новым знаниям и горизонтам. Недавно в лицее в выпускной параллели открылся педагогический класс, где занимаются дети, выбравшие для своего будущего педагогическую стезю. В классе Марии Акифовны большинство детей с разных территорий: из микрорайонов поселка Арти Красная горка, Половинка, Серебровка, некоторых автобусами привозят из сел Афанасково, Пантелейково. Их родители выбрали лицей, ознакомившись с его передовыми образовательными технологиями.

Чек-листы, сертификаты и баллы

Как легче всего понять суть подлежащего и сказуемого? Давайте предложение сравним с семьей. Кто в доме главный? Что он делает? Любимая обучающая методика Андреевой – дидактическая эвристика, получение знаний не в готовом виде, а через собственные открытия.

Изучение темы «Цена, количество, стоимость» проходит в виде игры.

Учитель принес на урок динозавриков, фрукты, разные мелочи, расставил в ряд.

«Чем будем сегодня заниматься, как вы думаете?» – спрашивает учитель.

Молчание. Дети пока не знают. Тогда Мария Акифовна добавляет перед каждой вещью ценник. Все сразу становится понятно: «Ура, играем в магазин!»

Такая форма обучения решает сразу несколько задач, уверена Андреева.

Первое: ученики быстро и легко получают представление о цене, количестве, стоимости, сдаче. Второе: каждый урок становится открытием, проходит увлекательно. Третье: дети воочию наблюдают связь между теорией и практикой через привлечение к обучению реальных объектов окружающего мира, видят, как знания используются в деле, а это функциональная грамотность.

Лицейские педагоги постоянно придумывают что-то новое, полезное и эффективное. Уже год реализуется проект, ставший чрезвычайно популярным, – рейтинговая система баллов, которые даются не за учебу.

Учитель обычно оценивает ученика за предметные знания, иногда – метапредметные. Но есть масса качеств, за которые он хочет похвалить ребенка не просто словами, а чем-то более существенным. Например, за хорошее поведение или за то, что школьник всегда аккуратно одет, на занятия приходит в лицейской форме, не забывает спортивную одежду на физкультуру. Кто-то плохо ест в столовой и тем расстраивает и родителей, и повара. А кто-то стабильно оставляет после себя пустые тарелки…

Прежде не было возможности отмечать такие стороны школьной жизни, теперь она есть: балл за форму, балл за столовую, а еще за участие в различных акциях, за работу в группе, за аккуратную тетрадь и т. д. Критерии придумывают сами дети, а также родители и педагоги.

На выходные выдаются чек-листы: принять участие в конкурсе, почистить снег во дворе, положить корм в кормушку, прочитать рассказ сверх школьной программы. Выполнение по желанию, но за баллы!

Ученики собирают бонусы, подсчитывают, каждую неделю подводятся итоги. Попутно учатся распоряжаться своими ресурсами: кто-то баллы копит, а кто-то тратит – меняет на сертификаты. Например, немало стоит сертификат на освобождение от одного домашнего задания. Или пользующийся самым большим спросом сертификат «Выбор соседа по парте на одну неделю».

Рейтинговая система не панацея, решающая все образовательные проблемы. Но мощный инструмент для учителя, особенно начальных классов, ведь для младших школьников очень важна внешняя мотивация: похвала, хорошие отметки, высокие баллы. И еще она позволяет обрести уверенность в себе не самым успевающим в учебе детям, у них есть возможность проявиться в других сферах жизни.

Конкурс не про соревнование, а про общение

В профессиональном конкурсе Мария Акифовна Андреева принимала участие впервые и сразу стала победителем сначала на районном, потом на областном уровне. Неожиданно для себя!
«Вообще-то у меня довольно низкая самооценка, ведь вокруг такие замечательные педагоги, у которых есть чему поучиться. Директор лицея увидела во мне потенциал и предложила принять участие. Я думала, опытные стажисты больше, чем я, заслуживают право представлять муниципалитет. Наверное, моя энергичность произвела впечатление…» – рассказывает Мария Андреева.

А еще обаяние, умение заставить себя слушать: когда выступала Андреева, с нее не сводили глаз и дети, и взрослые. Превосходная способность вести урок, заинтересовывать с первых слов и до последних минут. Личные качества дополнялись знанием методики и способностью применять различные формы организации занятия: и традиционные, и ультрасовременные.

«Мы были не конкурентами, а именно конкурсантами. Атмосфера на мероприятии уникальная: люди помогали друг другу, поддерживали эмоционально, готовили доски перед открытым уроком, задавали вопросы на круглых столах. Со временем мы все стали друзьями.

Когда я раньше слышала про конкурс «Учитель года», что здесь важна не победа, а участие, я как человек пусть с небольшой, но спортивной карьерой в это не верила. До события была убеждена, что победа – вот главное.

Но конкурс не совсем про соревнование. Он про общение с удивительными людьми, мастерами своего дела. Это самые крутые курсы повышения квалификации, какие только могут быть! Здесь видишь не теоретические образовательные изыски, а практико-ориентированные опытные образцы. Наблюдаешь за работой не просто педагогов, а лучших в своем регионе.

Я увидела обладателей Хрустальных пеликанов за 32 года! Смотрела на них и думала: «Мы все в одной лодке», и гордилась этим. Ощущала себя частью большой семьи и понимала значимость профессии учителя для всего общества.

Марина РОМАНОВА, Арти, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте