search
main
0

Создание условий для педагогического образования родителей.

В педагогике известно множество форм и методов совместной работы учителя и родителей. Какие формы работы использую я при организации сотрудничества с семьей? Представлю наиболее эффективные и интересные из них.

Полностью статья опубликована в №49 от 4 декабря 2012 года.

Для развития мотивационных основ сохранения и улуч­шения своего физического и духовного здоровья, со второго класса учащиеся ведут «Дневник здоровья», который является одной из форм общения семьи и школы и представляет собой записную книжку, блокнот. Я ненавязчиво предлагаю детям темы, которые они могут фиксировать в своих дневниках здоровья в виде рисунков, мини-сочинений, эмблем. Цель данной работы – пробудить у учащихся желание вести здоровый образ жизни.

Первая страница дневника – фамилия, имя ученика, дата рождения; вторая – табличка, в которой отражена динамика: учебный год, класс, группа здоровья ребенка; третья страница –  основные ан­тропометрические показатели: рост, вес ученика, ее мы назвали «Я расту»; четвертая – участие в спортивной жизни класса и школы. В первом классе ребята еще не могут выполнять задания письменного харак­тера. Вся информация отобража­ется в виде рисунков, аппликаций, кол­лажей на основе фотографий из домаш­него альбома, вырезок из журналов. Я не диктую напрямую порядок оформления, примеры содержания страниц. Дети знают, что наиболее важные темы – спорт, здоровье. Вот ка­кие рубрики можно увидеть в дневниках здоровья: «Я увлекаюсь….» (видом спорта), «Занимаюсь в спортивной секции…», «Мои кумиры в спорте», «Зимняя Олимпиада в…», «Быстрее, выше, сильнее», «Мы болели за наших!», «Российские спортсмены завоева­ли…», «Талисманы Олимпиады: заяц, медведь, койот и т.д.». Во втором классе появляются мини-сочине­ния, используются элементы устного народ­ного творчества: пословицы, поговорки, за­гадки, потешки; тесты-опросники «Азбука светофора», составляются ребусы, кроссвор­ды. Постепенно ребята начинают пользо­ваться справочной литературой, словарями, научной литературой, энциклопедиями. Появляются литературные странички, напи­санные совместно с родителями:

Мои летние зарисовки.

Я хочу быть здоровым, потому что- …

Вредные привычки — это…

По каким причинам мое здоровье мо­жет ухудшиться?

Праздники любят все, но отмечают их по-разному.

Я никогда не скучаю, потому что…

В работе со школьниками 3-4 классов эффективна постановка  задач, затрагивающих их интере­сы. Для формирования мотивации здоро­вого образа жизни большое значение име­ют различные ситуационные задачи, как в прямой постановке, так и путем доказа­тельств.

Проблемы, которые выносят на обсуждение:

– По каким причинам мое здоровье может ухудшиться.

– В будущем я вижу себя таким.

– Я расту, я меняюсь. (Что в тебе измени­лось за время летних каникул? Нарисуй твой любимый наряд и скажи, куда бы ты в нем пошел? Часто ли меняется твое настроение и от чего это зависит?)

– Продолжи фразу, которой заканчивается твое задание: «Когда я радуюсь, я готов(а) … , а когда злюсь, я ощущаю…».

– Мы разные, но мы вместе.

– Как ты можешь понять по внешним при­знакам, какое настроение у человека? Посмотри на себя в зеркало и изобрази различные настроения. Нарисуй несколь­ко масок настроения, если можешь, или опиши, что изменилось в лице.

– Покажи цветом разные настроения че­ловека: грустный, веселый, бодрый, злой, добрый, усталый, скучный.

– Можно ли изменить свое настроение и надо ли это делать? Как ты справляешься со своим плохим настроением?

– Продолжи фразу: «Мне необходимо держать себя в руках для того, чтобы…»

Эта работа находит творческое отраже­ние в «Дневниках здоровья». Осо­бо ярко проходит участие ребят в Между­народном дне отказа от курения. Ребята с помощью родителей пи­шут мини-сочинения, которые раздаются курящим прохожим на улицах села. В «Дневнике» появляются рисунки в виде улыбок, с которыми взрослые принимают эти обращения. Среди учащихся начальных классов один раз в течение учебного года проводится конкурс на лучший «Дневник здоровья». По итогам конкурса ребята награждаются грамотами и цен­ными подарками. Я уверена, что работа с «Дневником здо­ровья» способствует развитию у школьни­ков навыков самонаблюдения, валеологического анализа и самоанализа,  кор­рекции собственного образа жизни. Мне при этом отводится роль консультан­та или посредника, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам уче­ник. Удивительно, но результативность от­ражается и в более близком контакте с се­мьей. Родители с удовольствием подклю­чаются к данной работе. А я лучше вижу семьи детей изнутри.

Сегодня как никогда необходимо усиление роли отца. Реализовывается эта задача благодаря организации и проведению в нашем классе собрания  и конференции для отцов. Проблема отстранения отцов от воспитания собственных детей чревата негативными последствиями. Из многолетнего опыта я обозначила следующие из них:

– Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир: она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.

– В сознание ребенка не закладывается мысль: мужчина – это тот, кто должен оберегать женщину.

– Очень трудно привлечь сына к домашним делам – перед глазами пример мужчины в “белых перчатках”.

Сама мама – издерганная, уставшая – далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна быть для детей и мужа.

Тематика собраний такова:  «Мир в семье любовью держится», «На что клад, коли в семье лад?», «В своём дому, что хочу, ворочу», «Всякий дом хозяином держится» и другие. Эти  мероприятия показали, что у наших детей много замечательных отцов, готовых принять участие в воспитании детей и решении разных проблем. Папы раскрывали секреты семейного воспитания, делились опытом (иногда и горьким) применяемых ими методов наказания и поощрения, участвовали в решении проблемных ситуаций и обсуждали предлагаемые правила и заповеди семейного воспитания. Одно из них папам запомнилось надолго. Им было предложено объяснить смысл русских пословиц и поговорок и подкрепить свои слова примерами из жизни своей семьи или своих знакомых. Такие народные изречения были предложены в качестве заданий:

– Бел лицом, да худ отцом.

– Каково семя, таково и племя.

– Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

– Как ни мечи, не найдёшь лучше своей печи.

– Плохие пчёлы – плохой мёд.

– От лося – лосята, от свиньи – поросята.

– Ребёнок, что воск, что хочешь, то и сольёшь.

– Жениться – переродиться.

– Быть хорошим отцом – подлинный талант.

– Что делает отец, то старается делать и сын.

– Один добрый пример лучше ста слов.

– Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

– Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет.

– Строгость отца – прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького.

– Самое большое, что может сделать отец для своих детей – это любить их мать.

Сначала содержание заданий вызвало смех. А когда смех прекратился, можно было наблюдать, как серьёзно о чём-то задумались папы и, как трудно некоторым их них было признать собственные ошибки. Зажигая свечу «Откровения», прошу продолжить фразу: «Хороший отец – тот, кто…..» (высказывания пап). А в заключении говорю немножко озабоченным и озадаченным папам: «Я буду рада, если пробудила у вас мысль, что главная миссия отца и мужа – нести нелегкую заботу о каждом члене своей семьи, а значит защищать, утешать, радовать, любить. Для полного благополучия в семье на капитанском мостике должен стоять мужчина – муж и отец». И всё же извечной проблемой по-прежнему остаётся та, что неохотно отзываются папы  на приглашение принять участие в подобных собраниях.

В течение ряда лет я являюсь руководителем университета педагогических знаний «Содружество», объединяющего учителей начальных классов, членов родительских комитетов и родителей.  Помогает нам в работе родительского университета творческая группа родителей «Совет первоклассных родителей». Вся работа, проводимая  в рамках  этого объединения, призвана пробудить, развить, сформировать и расширить педагогическое сознание родителей. Темы встреч – «Семья – основная инстанция в жизни ребёнка», «Младший школьный возраст – вершина детства», «Психологическая компетентность родителей» помогают мне и моим коллегам реализовывать конкретные задачи семейного воспитания. В работе университета педагогических знаний «Содружество» мы впервые  использовали такие формы совместной работы с родителями как родительские чтения и родительские тренинги.

Я считаю родительские чтения очень полезной и необходимой формой работы с семьей. Они дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовиться к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в младшем школьном возрасте. Это своеобразная форма работы с роди­телями, дающая  им возможность не только слушать лекции пе­дагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. В «Содружестве» совместно с родителями  организовываю родительские чтения следующим образом: уже на первом в учебном году собрании родители определяют вопросы, которые их больше всего волнуют. Мы соби­раем информацию и анализируем ее. С помощью школьного библио­текаря определяем книги, в которых можно получить ответ на по­ставленный родителями вопрос. Родители читают книги, и через определенный промежуток времени  мы приглашаем их на очередную встречу. Особенностью таких мероприя­тий является то, что, анализируя педагогическую проблему, родите­ли выражают свое собственное понимание вопроса, полеми­зируют с другими родителями по данному вопросу, отстаивают свои убеждения. Многие родители пересмотрели свои взгляды на воспитание, познакомились с традициями воспита­ния детей в других семьях, по-иному взглянули на своего ребенка и  отношение к нему. Используем мы эту форму один раз в год, в мае. Впереди целое лето, время каникул и отпусков, и у многих появится возможность взять в руки книгу.

Родительские тренинги. Для их проведения я привлекаю школьного психолога, который помогает мне с подборкой материала, проведением занятий, обработкой информации и продолжает начатую мной работу в старших классах.

Для меня эта активная форма работы приемлема и интересна. Огромна роль  родительских тренингов на первом году обучения. Провожу их для тех родителей, ко­торые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школь­ника. Были случаи, когда интересные и хорошо организованные тренинги сделали невозможное там, где уже все общественные институты от­казались что-либо делать. Как правило, для участия в родительских тренингах  я приглашаю обоих  родителей. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя долго ждать. Я заметила, что молодые родители чаще,  активнее принимают приглашение и регулярно посещают ро­дительские тренинги. В ходе тренинговых занятий молодые мамы и папы с большим интересом выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственный авто­ритет в глазах ребенка. По результату участия в тренинге провожу собеседование со школьным психологом, на котором получаю рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой се­мьей. Но если психолога нет, а хочется сделать все возможное по при­влечению проблемной семьи к сотрудничеству со школой и класс­ным руководителем? Я использовала так называемые часы откровения, которые может организовать в своем классе любой учитель

Особого внимания заслуживает роди­тельская газета «Домовая книга», которая издается в нашем классе с декабря с 2007 года и по праву считается нашим детищем.  Ответственные за выпуск – родители из «Совета первоклассных родителей».  Каждому вы­пуску газеты предпослан заголовок «Ува­жаемые родители, у вас замечательные дети!». Педагогическая целесообразность девиза определяется верой в ребенка, во взаимопонимание семьи и школы в деле воспитания детей. В колонке директора школы освещаем основные этапы школьной жизни: подго­товка детей к обучению в школе; анализ деятельности педагогического коллектива и родительской общественности по воспи­танию; получение учащимися знаний по базовому стандарту и т.д. На страницах га­зеты – сове­ты психологов и врачей. В рубрике «Великолепная пятерка» рассказываем о лучших учениках, классных  спортсменах, победителях олим­пиад, конкурсов, научно-практических конференций. Помещаем результаты исследований и проекты учащихся.  Отводится место и для по­этического творчества родителей, педаго­гов, детей. Эту рубрику мы назвали «Зажги свою звезду». «Родительские университеты» – это страничка с мнениями и творческими работами родителей, которые отражают их собственный опыт воспитания детей.

Многие родители считают себя сведущи­ми в вопросах воспитания, не умея при этом видеть своих ошибок. Некоторые из них не приходят в школу даже на родитель­ские собрания, в таких случаях я устанавливаю личный контакт с родителями по собственной инициативе. По отдельности приглашаю в школу, при­хожу в дом, беседую, изучаю ситуацию, намечаю возможности руководства семей­ным воспитанием. Руководство заключает­ся в том, чтобы порекомендовать конкрет­ные пути и средства для оздоровления об­становки в семье, для улучшения отноше­ний с детьми.

Итак, я использую традиционную форму общения с семьёй – посещения на дому. В моей работе прижились неписаные пра­вила общения с родителями. «Ждите меня в гости», – так я заблаговре­менно сообщаю о времени своего визита. В начале учёбы мы совместно с родителями планируем посещение семей на дому во время каникул (осенних и зимних). Каникулы – это наиболее удобное время для неформальных, ставших для меня  приятными и ожидаемыми, встреч. Появляется уникальная возможность, не спеша познакомить и учеников, и родителей с технологией учебного труда. В основе каждого визита лежит определённый план, в котором меняются только детали и акценты, в зависимости от конкретных особенностей и потребностей каждой семьи. Разговор о ребенке обязательно начинаю с хорошего; терпеливо выслуши­ваю родителей; о недостатках ученика го­ворю корректно и спокойно; рекоменда­ции даю с учетом индивидуальных осо­бенностей ученика и его родителей. В раз­говоре мы вместе обсуждаем трудности ребенка в учебе, методы воздействия на его созна­ние и поведение, его дружбу со сверстни­ками, отношение к труду, общественным обязанностям, взаимоотношения с самими родителями. Рабочая, деловая часть визита включает в себя знакомство с условиями проживания ребёнка, рабочим местом школьника, с составом его семьи. Обязательно уделяю внимание правильной организации рабочего места (освещению, расположению учебников и тетрадей на столе, высоте стола и стула). Вместе обсуждаем, с чего рациональней начинать выполнение домашнего задания. В ходе визита важно подробно разъяснить правила пользования учебниками и тетрадями и помочь формированию у ребёнка навыка оформления письменных работ. Благополучных родителей, уме­ющих найти со своими детьми общий язык,  привлекаю к орга­низации и проведению воспитательных мероприятий. Чем активнее они участвуют в этой работе, тем лучше понимают детей. Общение с членами семьи во второй части визита за чаем, в неформальной, свободной беседе, не менее ценно и полезно. Формируется контакт «взрослый – взрослый», касающийся каждого участника общения, так необходимый и для самых младших, не всегда замечающих в учителе подобного себе, земного, чуткого, понимающего человека. Приходя после каникул в школу, ребёнок ожидает увидеть в классе хорошо знакомого ему, благожелательного взрослого человека, друга. И он не ошибается. Посещение семей провожу не только в первый год обучения, а ежегодно по мере необходимости, по желанию, возникающему как у меня, так и у родителей. Но если в начале учёбы эти посещения носят инструктивный характер, то в 3-4 классах – пропедевтический, с попыткой предусмотреть и свести к минимуму трудности, неизменно возникающие при переходе учащихся из начальной школы в среднюю.

Два раза в год совместно с родительским активом мы проводим  рейды пе­дагогического патруля, о которых заранее не предупреждаем ни детей, ни их родителей. Они необходимы, чтобы выявить детей с асоциальным поведением, Как правило для  посещения неблагополучных семей необходимо вечернее время. Результаты рейдов сообщаем на заседании сове­та профилактики, который принимает со­ответствующие решения. Тех мер, что при­нимает совет школы или родительский ко­митет, часто оказывается вполне достаточ­но. В инспекцию или в комитет (сельская администрация) по делам несовершеннолетних обращаемся только в особо слож­ных случаях, когда закон требует привлечь родителей к административной ответ­ственности путем наложения штрафа, ог­раничения дееспособности, направления материалов в суд на лишение родитель­ских прав.

В опыте моей работы такая форма работы с семьёй как родительский или семейный клуб зарекомендовала себя положительно. В очередной раз приняв первоклашек, вместе с родителями стали думать, как наиболее эффективно организовать совместную работу. Решили создать клуб «Счастливое детство». Использование в своей работе программы клуба для родителей позволяет мне добиться главного – показать родителям, что воспитание в семье – это основа основ (Приложение 5). Всё остальное: садик, школа, институт – дополнительная шлифовка, не более.

Его работу строим под девизом «Моя семья – моя радость». Наша общая цель: воспитать ребят добрыми, отзывчивыми, любящими.  Первое заседание мы провели в сентябре, посвящено оно было знакомству с семьями учащихся. Каждая семья выпустила стенгазету «Вот мы какие!», где в шутливой или в серьёзной форме, в стихах или в прозе были описаны семейные увлечения. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов, фотографы потрудились на славу. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья. Показали свои таланты и дети, и родители, и бабушки с дедушками. Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Поэтому со второго года обучения началась практическая работа по сбору материалов родословной семьи. С помощью альбома-пособия (автор составитель В.С.Василевская), где есть задания для учащихся и родителей, приступили к выполнению первого задания. Дети знакомились с происхождением имён и фамилий, в словарях и справочниках искали материалы, писали о себе, родителях и близких родственниках. Составив родословную, начали сочинять фамильные гербы. Все владельцы гербов должны иметь фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогли пословицы.  Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, родословную и даже придумав герб и девиз, дети осознали, что жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы стал семейный праздник «Тепло родного очага», который прошёл под девизом:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

(О.Фокина)

Праздник прошёл на большом эмоциональном подъёме.

В 3 классе был проведён праздник в семейном клубе «Моя маленькая родина» (Приложение 6),  на него были приглашены не только родители, но и старожилы села, и работники администрации, библиотеки, детского сада, учителя-пенсионеры. Подготовка к этой встрече была долгой, кропотливой и очень серьёзной. В поисках материала об истории села Ореховка пришлось обращаться в Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве. Итак, всё готово к встрече. В назначенный час в уютном классе, где всё говорит о доброй старине, собрались гости. Ведущими на нём были родители. Тихо звучит песня  «Деревня моя». Присутствующие рассматривают выставки. Здесь и корзина с орехами, и ягоды калины в глиняном горшочке (так наши прабабушки томили её в печах и лечились от всех болезней), и кизил, молодая поросль которого буйствовала вдоль речек, когда переселенцы решили обосноваться  в этом удивительно красивом месте. Собравшиеся занимают места за круглым столом, на фоне музыки «Малиновый звон», по-особому значимо звучат слова: «Земля, на которой стоит село Ореховка , была пожалована князем Потёмкиным генералу Хоменцову за заслуги в покорении Кавказа. Кто же были первые жители, выбравшие местом основания эти земли? Это переселенцы из Воронежской, Харьковской и Тамбовской губернии. А выбрали они это место не случайно. Оно действительно, было удивительно красивым и богатым». Закончилась праздничная встреча словами: «Сегодня мы не только вспомнили истоки нашего села, но и узнали, какая щедрая, богатая природа нашей маленькой родины. Давайте сейчас опустим в «Колодец желаний» свои мысли и мечты о том,  как нам жить, чтобы сохранить Ореховку, чтобы наши дети и дети наших детей смогли бы жить в такой красоте  на таком просторе, как и мы с вами». Каждый момент этого праздника воспитывал не только детей, но и взрослых, заставляя вспомнить прошлое, пересмотреть настоящее, задуматься о будущем. Когда вечер был окончен, гости  не спешили уйти с праздника. А я услышала от родителей то, ради чего стоило трудиться, не покладая рук: «Нам необходимо как можно чаще встречаться на таких вечерах!».

Работа клуба продолжается и в каникулярное время, это совместные походы, экскурсии в краевой Ставропольский  драматический театр, краевой исторический музей. Навсегда запомнятся детям увлекательные поездки в Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Ставрополь, Волгоград, Элисту. Самые яркие впечатления у детей остаются от совместных походов с родителями в лес, на речку, к природным и историческим памятникам, где ребята общаются с природой, от велопробега по окрестностям села Ореховка, от поездок по родному краю, которые дают возможность лучше узнать свою малую родину. Я говорю родителям: «Возьмите своё чадо в музей, только выберите для этого нужное время». Трудно сказать, с какого возраста следует вести малыша в музей. Наверное, никогда не рано! Даже если из всего музея запомнится только красивая люстра или тетя-смотрительница в очках, не огорчайтесь, важно создать прецедент, развить привычку. Важно понятие: есть музей и в него нужно ходить. Почему надо? Там красиво, там интересно.

Стало доброй традицией организовывать и проводить заседание семейного клуба 25 января, посвящённое Святой Татиане. Приглашаем на праздник мам, бабушек, сестёр, учителей, работников школ, воспитателей детского сада, работников сельского клуба и библиотеки, медработников, и поздравляем все присутствующих, чьё имя Татьяна. Ребята с увлечением рассказывают историю праздника и вручают Татьянам заранее приготовленные оригинальные открытки.

В работе семейного клуба я использовала интересную и достаточно новую форму работы с родителями. Это  родительские вечера. Мне кажется, что их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Наши родительские вечера — это праздник общения с родителями дру­зей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, кото­рые перед родителями ставит жизнь.

Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными.  В ходе вечера я учу их главному: родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос, ведь мы со­бираемся не для того, чтобы выяснить отношения друг с другом, a для того, чтобы понять друг друга и, самое главное, помочь друг другу, поделившись опытом воспитания своего ребенка с другими роди­телями. Наиболее удачными оказались такие вечера:

Год рождения моего ребенка.

Первые книжки ребенка.

Праздники нашей семьи.

День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

Песни, которые пели мы в своем детстве, и песни сегодняшнего детства.

Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.

Фотографии нашего детства.

Как научиться говорить «спасибо» своему ребенку.

Эти темы позволили не только высказать свое мнение, но и ус­лышать нечто полезное для себя, взять на во­оружение в свой воспитательный арсенал. Красиво организованный родительский вечер порой может сделать то, чего не может сделать беседа или хорошо организованная консультация. На многих родительских вечерах была непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим опытом. Родительские вечера, прошедшие в нашем семейном клубе помогли некоторым родителям более тепло и сердеч­но пережить обиды и огорчения, спокойно посмотреть на наболев­шие проблемы в воспитании ребенка. Один из таких вечеров был начат словами Виктории Токаревой: «Дети – сладкая мука» И это, действительно, так. Рождаясь, они требуют нашего ежесекундного внимания, плачут по ночам и без конца болеют. А потом наступает эпоха вечных «зачем», «как» и «почему», которую сменяют долгие 11 школьных лет, когда мамам и папам приходиться вспоминать дроби, склонения, неправильные глаголы, как выпиливать лобзиком и вышивать крестом. И это, оказывается не самое страшное. Ужаснее, когда родители и дети вдруг попадают на разные планеты, в параллельные, несоприкасающиеся миры. Весь вечер был посвящён детям. Родители терпеливо выслушивали рассказы друг друга, а потом решали вместе, как воспитывать  своих детей, чтобы остаться с ними на одной планете «Детство». Итогом ро­дительского вечера  «Самая прекрасная из женщин, женщина с ребёнком на руках» стал  выпуск родителями газеты, в которой помещены фотографии всех мам нашего класса с малышами на руках. И под каждой фотографией самые тёплые и нежные слова близких. Для себя я сделала вывод, что родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете.

Популярна форма участия родителей в учебно-воспитательном про­цессе  – «семейный час». Я гото­влю его вместе с учащимися и родителями. У большинства семей есть увлечение – любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. В одних любят шить, в других коллекционируют марки. Есть спортивные семьи и семейные фольклор­ные ансамбли. Эту сторону семейной жиз­ни я и используем в своей работе. Взрос­лые и дети рассказывают о своих занятиях в свободное время, организуют выставки своих поделок и художественных изделий, делятся впечатлениями о прочитанных кни­гах, исполняют любимые музыкальные про­изведения, приносят грамоты, завоеванные в спортивных соревнованиях, показывают фотографии любимых домаш­них животных, демонстрируют коллекции марок, монет и т.д. Один  из таких часов был проведён в 4 классе и  назывался «Наш вернисаж». Эту встречу я начала словами «В этом году вы заканчиваете четвёртый класс, а я буду учить и воспитывать  других детей, совсем непохожих на вас. Мне жаль расставаться с вами и вашими родителями. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память альбом с вашими портретами. Мамы с папами  составляют словесный портрет своего ребёнка: описывают не только его внешний вид, но и привычки, увлечения, друзей, отношение к близким, труду. А ребята получают кисти и краски. Очень интересно было наблюдать за взрослыми. В то время, когда  дети рисовали, родители перешептывались и подглядывали друг к другу. В конце встречи мы все вместе составили альбом «Портретная галерея нашего класса». Этот альбом я не передаю учителю 5 класса вместе с портфолио, а оставляю у себя. По прошествии многих лет, а время летит с космической скоростью, я приношу альбом на вечер встречи выпускников. Вот уж есть на что посмотреть и что вспомнить!

Но вместе с тем мы должны помнить, что многообразие форм и методов ещё не обеспечивает успех в работе с родителями. Определяющим является всё-таки стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников. Данная программа не догма для организации работы с родителями. Ведь чтобы сформировать детский коллектив и направить его на развитие, каждый учитель с учётом своего опыта, педагогической практики ищет новые формы работы, так как каждый новый набор учащихся не похож на предыдущий и нельзя автоматически переносить одни и те же формы работы из класса в класс.

Я предлагаю создание классного сайта как одну из форм сотрудничества с родителями, над чем в настоящее время работаю вместе со своими первоклассными родителями. Что это даст, кто будет пользоваться им? Специфика классного сайта заключается в том, что она нацелена на определенную аудиторию. Я их обозначила целевыми группами. И создавать классный сайт буду в соответствии с потенциальными запросами целевых групп. Кто же входит в эти группы?

В первую очередь – родители. Если школа малочисленная, сельская, то наиболее актуальна тема: по каким учебно-методическим комплектам, чему и  как будут учить в школе детей. Разрабатываем свой классный сайт по принципу: не приукрашивать, потому что фальшь сразу видна. Фотоальбомы, репортажи о событиях школы, творческие работы учащихся – вот неполный перечень того, что будет отражать наш сайт.

Что полезного сможет найти родитель на сайте? Информацию о своем ребенке – к примеру, его сочинения, рисунки, фотографии с состязаний и многое другое. Так как современному родителю некогда часто посещать школу, сайт должен компенсировать это. А какому родителю неинтересно посмотреть с кем учится его ребенок, чем увлекаются в школе? Все это – темы классного сайта.

Вторая целевая группа – ученики. Увидеть себя в сети, показать свои творческие работы родственникам, проживающим в других городах, – все это вносит такую эмоциональную составляющую, которую не заменишь ничем.

Любой учитель или даже ученик после небольшой тренировки может создать собственные сайты любой конструкции, любого объема, с минимальными затратами времени и усилий, поместить на сайте учебные материалы, тексты, изображения, видео.

Классный сайт наиболее полно отражает всю школьную жизнь, ее историю, новости, особенности. Это своего рода визитная карточка класса, органично вплетающая его в единое информационное пространство, которым является интернет.

Главное его преимущество состоит, несомненно, в простоте, удобстве использования и огромном количестве изменяемых параметров, которые позволяют сделать сайт класса поистине уникальным и привлекательным. Такая форма общения еще и эффективна как средство воспитания, потому что результат работы, который одинаково интересен и учащимся и их родителям, виден уже через несколько минут. А общение по старинке – классные собрания с заранее информированными родителями – станет детальным, потому и интересным. Согласитесь, родители подустали от формального посещения школ.

Итак, классный сайт – важное и интересное дело. Этот вид работы помог родителям лучше узнать друг о друге и о детях, сплотить родительский и ученический коллективы. Мы живем одной дружной семьей. В конечном итоге создание классного сайта помогает развивать творческую активность как учеников, так и родителей. Они знают, что посещение сайта фиксируется, и вопрос, заданный классному руководителю, не останется без ответа. Сайт может состоять из шести и более страниц. Первая страница («Главная») рассказывает об истории школы, о направлении работы гимназии. На этой странице ежегодно вносятся поправки о количестве класс-комплектов в школе, количественном и территориальном составе обучающихся и полная информация о кружковых и факультативных занятиях, т.е. где и как можно провести время вне учебных занятий. Вторая страница состоит из двух разделов: «Наши успехи» и «Наше творчество».

Раздел «Наши успехи» обновляется ежегодно. Начиная с 1 сентября, отмечаются все победители школьных, городских и республиканских соревнований, конкурсов и олимпиад. Информация только дополняется, а в конце учебного года подводится итог – «Самый активный ученик класса».

Второй раздел «Наше творчество» обновляется по мере возможности раз в неделю. Здесь можно познакомиться с сочинениями учащихся, рисунками, работами декоративно-прикладного характера, выполненными на уроках литературы, технологии, рисования. Третья страница – «Итоги» (рейтинг).

Обычно после посещения этой страницы родители начинают заранее интересоваться планом на следующий месяц, чтобы увидеть рядом с фамилией своего ребенка хорошие баллы. Самостоятельно готовят их к участию в конкурсах, олимпиадах. Таким образом, без поучительных бесед с учителем повышается контроль со стороны родителей: все хотят видеть своего ребенка хотя бы в первой десятке. Страница «Наши фотографии» ведется самими учащимися и обновляется после каждого проведенного внеклассного мероприятия. Родители тоже принимают активное участие в нем: фотогалерею класса пополняют удачными моментами внеклассных мероприятий, которые запечатлены ими, что в последующем влечет добровольное присутствие родителей на каждом внеклассном мероприятии. И обязательно с фотоаппаратом! Пятая страница также состоит из двух разделов. На странице «Что? Где? Когда?» размещается план внеклассных мероприятий на текущий месяц. Родители, зная предстоящие мероприятия, предлагают свою помощь, делятся своими идеями. «Поздравляем» – самая обновляемая страница нашего сайта. Здесь мы охотно поздравляем именинников.

Классные сайты в очень скором времени станут массовыми, потому что они работают на нас: помогают развивать ребенка, реализовать творческий потенциал учителя, требуют инициативности со стороны родителей. А если от посещения сайта все три стороны будут получать хороший эмоциональный заряд, то с уверенностью можно сказать, что сотрудничество состоялось, и оно обязательно будет иметь продолжение.

Не боюсь организовывать и такую традиционную форму как классные  «Огоньки» и провожу их часто. «Огоньки» посвящаются началу нового учебного года, Дню матери, Новому году, Рожде­ству, Дню 8 Марта, дням рождения учеников, окончанию чет­верти, учебного года и т.д. Как правило, любой классный «Огонёк» сопровождается чаепитием и различными увеселительными мероприятиями. Проведение такого мероприятия для классного руководителя довольно обременительно, так как все ученики хо­тят праздника, а для его организации они ещё малы. Процедуру подготовки и проведения можно существенно облегчить. Я привлекаю родителей, разумно и равномерно распределяю обязанности среди мам, пап таким образом. Класс делю на 5 секторов по алфавиту по 5 человек в каждом. Планирую от 5 до 10 «Огоньков» в год. Сектора по очереди отвечают за проведение празднований. План, разбивка учащихся по секторам, распределение обязанностей вывешиваю на доске информации. Устанавливается опреде­лённая «квота»: какой взнос каждый должен внести, чтобы обеспечить материальную сторо­ну праздника. У нас это торт или пирог от каждого ответственного. Пять пирогов указанного размера хватает на одно мероприятие. Можно «откупиться» килограммом шоколадных конфет, хорошего печенья или двумя «казёнными» кексами или рулетами.

Первый праздник – начало учебного года – готовит первый сектор. Каждый уче­ник этого сектора приносит свой «пай». Чай и сахар в классе всегда есть, они покупа­ются на классные деньги. Этот же сектор готовит небольшой концерт. Кто не умеет петь, танцевать, читает стихи, приносит вырезки из газет, журналов с юмористически­ми рассказами и зачитывает их или проводит викторину. Каждый из пяти отвечающих выступает – хорошо ли, плохо ли – со своим номером. В классе закон: участву­ет в организации каждый. Нет таких вопросов, как «Кто будет готовить мероприятие?», «Кто может, а кто не может?». Вопрос ставится изначально так: «Что именно ты при­несёшь, какой номер ты подготовишь?». На детском празднике всегда шумно и весело. В классе – маленьком коллективе – каждый ребенок должен быть главным действующим лицом! Второстепенные роли просто исключаются. Где как не в классе ребенок имеет возможность впервые сыграть роль, попробовать свои силы в конкурсной программе, поборов застенчивость и робость. И пусть не все очень хорошо получается, никто не осудит, ведь выступают все. Все «деяния» каждого учащегося строго кон­тролируются: заносятся в специальный журнал.

Но есть дети очень застенчивые и робкие. Я долго думала, как побороть в них эти качества? Оказалось, что сделать это легко на «Огоньках», посвящённых дням рождения. Оказалось, до­вольно легко обучить их, если ввести правило: каждый должен проговорить  хотя несколько слов в адрес поздравляемого. Как правило, учащиеся смущаются или  совсем не умеют этого делать. Сначала это скудные поздрав­ления из нескольких казённых слов или присоединение к поздравлениям соседа. Но по мере нарастания мероприятий словарный запас ребят увеличивается, наполняется нестандартным содержанием, а в конце двухлетнего цикла просто диву даёшься, откуда у детей берутся душевные, тёплые красивые слова. В результате этого своеобразного четырёхлетнего тренинга некоторые ученики становятся непревзойдёнными ораторами. Такой тренинг снимает комплекс стесни­тельности, развивает общие коммуникативные качества, усиливает социальную адаптацию учащихся, раскрывает их личностные качества.

Есть ещё один вариант процедуры поздравления учащихся с праздниками. В день рождения учащегося все остаются на классный час. Очень просто сделать это ме­роприятие весёлым и запоминающимся на всю жизнь. У нас оно проходит так. Име­нинник выбирает двух поздравляющих (как правило, близких друзей): «спикера» для «тронной речи» и помощника спикера, который вешает на шею сумку-карман для того, чтобы складывать туда письменные пожелания имениннику. В классе имеется специальная сумка-карман для этих целей. Кроме того, такая сумка хороша на классных «Огоньках» для игры в почту. Наша сумка, имеющая форму сердца, сшита из ярко-розовой ткани.

Все без исключения сочиняют имениннику юмористический стишок-пожелание. Ключевые слова рифмы я записываю на доске (чем больше, чем смешнее, тем лучше).

Комплект стишков в специальном конверте получает каждый именинник и вме­сте с ними – юмор и хорошее настроение! Такие же поздравления получают и препода­ватели по случаю всех праздников.

Удачный приём, который я применяю для снятия комплекса излишней за­стенчивости. Перед праздником 8 Марта собираю мальчиков и обязываю каждого написать 8-10 хвалебных эпитетов в адрес девочек на отдельных листочках (анонимно). В основном эпитеты, которыми награждаются девочки, такие: «самая хорошая», «самая добрая», «самая красивые», «самая умная», но вместе с тем встречаются и весьма оригинальные. Затем надо распечатать их на цветной бумаге и вывесить в классе. Эффект от такого мероприятия ошеломляющий. Девочки допытываются у мальчиков, кто из них придумал какие слова, а мальчиков охватывает гордость за то, какой они произвели такой эффект на девочек. Аналогичные «операции» проделываются ко Дню защитника Отечества для мальчиков и ко Дню учителя для педагогов.

Каждому классному руководителю я рекомендую иметь «копилку» профессионально ориентированных стихов, песен, цитат, рассказов об известных учёных для формирования сценариев внеклассных мероприятий. Имея такую «копилку», я без труда совместно с учениками и их родителями могу составить сценарий любого внеклассного мероприятия.

На «Огоньках» родители представляют семейные газеты, оформленные для конкурса на темы:

Вся семья вместе – и душа на месте.

От понедельника до понедельника.

Семейные будни.

История моей семьи.

Бабушки – бабуленьки.

Панорама родительских профессий.

Остановись мгновение, или Счастливые дети России.

Проектную деятельность можно поднять на более высокий уровень, если к разработке проектов привлекать родителей, бабушек и дедушек. А затем проекты оформлять в виде брошюр и размножать в небольшом количестве (до 10 экз.). Родители учеников, имея компьютеры, ксероксы, без особых затруднений помогут своим детям и выполнят вашу просьбу. Требования к такой брошюре как к настоящей книжке. Ребята с удовольствием выполняют эту работу, соревнуются в содержании и форме презентации своей работы. Наблюдения показали: такая издательская деятельность содержит в себе огромные мотивирующие силы не только к изучению детьми предметов, но и к стремлению заниматься научной работой.

Новой формой взаимного сотрудничества с семьёй ученика стал для меня «Совет бабушек». Первый год работы показал, насколько деятельна и эффективна предлагаемая форма. Неутомимые бабушки, не только внесли коррективы в план работы, но и явились умелыми организаторами внеклассных и внешкольных мероприятий. Они творчески подходили к разработке каждого дела. Их умение вовлечь учеников, родителей, педагогов и гостей в праздники, влияло не только на массовость мероприятия, но и на его положительный результат (Приложение №7).

Похвала всегда была, есть и будет лучшим стимулом к получению новых достижений и успехов. Большинство учащихся получают на выпускном вечере грамоты, дипломы, благодарственные письма (Приложение 8). За достижения в какой-то области или творчестве вручают высокие награды. Нобелевскую премию присуждают за достиже­ния в области физики, химии, медицины, литературы, за дос­тижения в борьбе за мир. Пре­мия «Оскар» учреждена амери­канской киноакадемией, премия «Ника» – российской киноакаде­мией. У нас в классе почётным знаком «Родительская слава» награждаются родители, которые на протяжении четырех лет были моими помощниками и являлись примером для подражания, родители, которые делились опытом семейного воспитания.

Каждой работе всегда подводится итог. В 4 классе, на последнем классном собрании я провожу итоговую диагностику взаимодействия школы и семьи, которая выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную функции. Информационная  –  выявляет уровни воспитательного потенциала семьи и состояние педаго­гического взаимодействия с ней. Прогнозирующая опре­деляет потенциал развития учащегося и взаимодействия с ним и его родителями. Оценочная дает представление о результативности педагогического взаимодействия семьи и школы, об эффективности использования воспитатель­ных и обучающих средств.

Работая с диагностическими методика­ми,  придерживаюсь определенных правил. Правило первое: любые ре­зультаты исследования использую не во вред, а во благо семье и ребен­ку. Правило второе:  результаты диагнос­тики сообщаю школьному психологу, который в последующих классах проводит коррекционную работу. Правило третье: не­обходимость диагностики обязательно разъ­ясняю учащимся и их родителям. Главным критерием диагностики является удовлетворённость учащихся и родителей содержанием, организацией, условиями и результатами обучения и воспитания, уровень активности родителей, комфортность, отношение к школе.

Уровень удовлетворённости родителей взаимодействием с учителем достаточно высок, представлен на диаграмме:

Динамика роста родительской активности:

Требования родителей к уровню и ка­честву учебно-воспитательной работы школы возросли, они желают видеть сво­их детей образованными, нравственны­ми людьми, способными к сотрудниче­ству, к самостоятельным ответственным решениям. Поэтому, пересмотрев стратегию взаимодействия с семьей, разъясняю родителям суть мо­дернизации образования, ее задачи, на­правления и методы, возвращаю родителей в школу.

Возвращение родителей в школу – одна из предпосылок того, окажется ли нам по пле­чу освоить новую образовательную пара­дигму, смысл которой сегодня должен быть донесен учителем до каждого родителя. Почему учителем? Да потому, что больше этого сделать некому. К тому же оба института – семья и школа – существуют для детей и из-за детей, и через них про­ходит вся нация. Совершенно очевидно, что для та­кого возвращения нужно сформировать мотивацию. Главной основой этой мотива­ции является естественная родительская любовь и желание обустроить своего ре­бенка по максимуму своих возможностей.

Семья… Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души. Здесь ребенок учится любить, ве­рить и жертвовать. Здесь откры­ваются в душе ребенка главные источни­ки его будущего счастья и несчастья. В заключение хотелось бы обратить внимание на расхожее мнение, которое бытует у многих взрослых: мы готовим детей к жизни. Нет, не готовим! Они уже живут! И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Союз педагогов и родителей служит залогом успешного их прохождения.

Результатом совместной  работы с родителями по развитию детей являются такие показатели:

– улучшение взаимоотношений детей и родителей,

– приобщение семьи к здо­ровому образу жизни,

– улучшение здо­ровья детей и родителей,

– повышение дисциплинированности и учебной ак­тивности детей в школе,

– повышение интереса к учёбе,

– участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня,  в конкурсах,

– организа­ция досуга детей в свободное от учебы время

и, как следствие этого, воспитание нравственно здоровой личности.

Практика показала, что новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливают чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляют чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.

Смею надеяться, что работая в содружестве, мы достигнем тех целей в развитии и воспитании детей, которые поставили перед собой. Это будет нашей совместной победой!

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ,

давайте, исходя из наших возможностей,

поищем новые пути сотрудничества с родителями своих учеников.

УДАЧНОГО  ВАМ ДИАЛОГА!

Галина Колесникова, учитель начальных классов средней школы №4 города Светлограда Ставропольского края, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

В прикрепленных файлах: приложения 1-8.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте