В нашей школе занялись социальным проектированием с 2004 года, после того как при поддержке Вологодского института развития образования в Самарском региональном центре гражданского образования прошла подготовку заместитель директора по воспитательной работе Н.Малованина.
К тому времени школа имела определенный опыт в работе по гражданско-правовому образованию детей. Еще в 1994 году за счет вариативной части базисного учебного плана был введен курс «Право». С 2001 года мы активно сотрудничали с Российским фондом правовых реформ. Поэтому новая для региона технология вызвала особый интерес у администрации и педагогического коллектива нашей школы, тем более что использование традиционных методик не позволяло достаточно эффективно приучать детей к социальной адаптации.
Реализация проекта идет в двух направлениях. С одной стороны, у нас два раза в год проводятся школьные конкурсы проектов. Разработано положение о конкурсах. Проекты учащихся 5-11-х классов направлены на решение внутришкольных проблем и проблем микрорайона. Параллельно с этим наши ученики участвуют в реализации проектов «Гражданин». Мы приняли участие в его этапах: «Моя малая родина», «Родному городу желаю». Социальными проектами наши ребята занимаются в основном после уроков.
Это объясняется следующим. Во-первых, отсутствием в учебном плане предмета «Основы жизненного самоопределения» (как, например, в Самарской области). Во-вторых, спецификой проблемы досуга для учащихся нашей школы, которая является единственным общедоступным культурным объектом в «спальном» микрорайоне.
Отбор участников осуществляется с соблюдением принципа добровольности. Победители школьного этапа участвуют в реализации городского. Такой подход позволяет нам аккумулировать творческие усилия наиболее активных подростков, формируя успешный имидж школы в целом.
Заявляя конкурсные темы, мы ограничиваем решение проблемы рамками самостоятельной компетентной деятельности учащихся, стимулируя большую социальную ответственность школьников за творческую разработку и практическую реализацию проекта. Как правило, в этом случае проект достигает практического завершения и является свидетельством значимости и результативности ученического социального проектирования, прежде всего для самих учащихся. Это условие мотивирует их на дальнейшее участие в подобной практике. При проведении соревнований важно соблюсти технологию его представлений на конкурсе.
Проводя конкурс, мы стремимся сформировать яркий имидж проекта через создание его собственной атрибутики, ритуалов. Учащимся важно быть причастными не только к социально значимой практике, но и к привлекательному действу.
Участие в проекте является для нас важным условием становления школьного ученического коллектива, создания благоприятных условий для развития деятельности гражданской направленности.
Практика показала, что проектная деятельность является эффективным способом создания системы гражданского образования в образовательном учреждении и школьном классе. Проект «Гражданин» помогает формировать гражданскую компетентность подростков посредством включения в разрешение реальных проблем местного сообщества, формирует ценностное отношение к нему.
Включение учащихся в социальное проектирование под руководством учителя дает многое и самому педагогу. Во-первых, изменяется характер взаимоотношений «учитель-ученик» в сторону сотрудничества, во-вторых, учитель видит новые творческие возможности ребят, не проявляющиеся при проведении традиционных уроков и внеклассных мероприятий. Изменяются и взаимоотношения с родителями. Классный руководитель в большей степени использует их творческий, деятельностный потенциал.
Привлечение к проектной деятельности родительской общественности активизирует местное сообщество, обеспечивает в микрорайоне социальную базу для реализации проектов, способствует становлению элементов гражданского общества.
В.ФЕДИН, директор школы №28 г.Вологды
Комментарии