Среда каждого детского сада индивидуальна и уникальна. Это следствие профессиональной и не регламентированной никакими документами потребности каждого педагога-дошкольника создать для своих воспитанников одновременно уютную, познавательную и красивую обстановку.
Проблема среды, в которой растут и развиваются дошкольники, волнует педагогов столько же, сколько существуют детские сады. Традиционная педагогическая установка утверждает, что среда должна быть развивающей, воспитывающей, эстетической, комфортной, безопасной. ФГОС дошкольного образования называют организацию среды одним из основных условий качественного предоставления дошкольной организацией образовательных услуг.Детский сад №701 «Солнечный город» построен по авторскому проекту, предусматривающему большое количество дополнительных помещений для игр и занятий детей. Педагоги использовали эту особенность организации пространства для создания… детского сада-музея. Освоение культуры через пространство музея – актуальная мировая практика. Особенность нашего опыта заключается в приближении музея к ребенку и создании среды, побуждающей к активной практической эстетико-ориентированной деятельности.Входя в калитку детского сада, ты попадаешь в настоящую сказку. Здесь все сделано так, чтобы дети проживали каждый день, как праздник. Ухоженные клумбы с благоухающими розами, цветущие петунии в корзинках, грядки с толстопузыми тыквами, веселые гномы, гнездо с аистами и еще множество чудес… Оформление внутренних помещений и прогулочных участков выполнено руками сотрудников. Такой подход к созиданию пространства детства ценится во всем мире.В оформлении помещений детского сада и прогулочных участков принимает участие весь коллектив. Педагоги детского сада №701 – настоящие рукодельницы. Воспитатель Наталья Бубнова вяжет картины по мотивам сказок, Евгения Носкина вместе с детьми выполняет творческие работы из пластиковых ложек, из ее золотых рук выходят настоящие шедевры: цветы, веера, флористические панно, пейзажи, иллюстрации к сказкам, Елена Герасимова изучает историю народных кукол и вместе с детьми шьет тряпичные куклы-обереги, Елена Иванова расписывает игровые помещения и холлы, Оксана Павлова изготавливает декорации для детских театрализованных представлений.Для занятий и досугов оборудованы музеи русского народного быта, декоративно-прикладного искусства, комната сказок, мини-музеи истории ложек, чашек, самоваров. С национальными традициями и культурой разных народов знакомят выставки фаянсовых тарелок из разных уголков света, кукол в национальных костюмах народов России и мира, игрушечных клоунов, колокольчиков, открыток.Пространство комнаты сказок предусматривает как самостоятельную деятельность детей по разыгрыванию сценок, игр-драматизаций, игр с различными видами театров, так и просмотр спектаклей, подготовленных для них взрослыми. Все оборудование расположено так, чтобы ребенок мог самостоятельно взять нужную вещь, не обращаясь за помощью.В музее русского народного быта восстановлены элементы избы – красный угол, женская половина, светелка, печь, орудия производства. Помещение наполнено аутентичными вещами: рушниками с вышивкой и кружевом, скатертями, глиняными сосудами, сундуками и прялками ручной работы, домоткаными дорожками, куклами-оберегами, собрана уникальная коллекция старых газет середины XX в.В музее декоративно-прикладного искусства собраны коллекции глиняных и деревянных игрушек, изделий из бересты, янтаря, вышивки, расписная посуда. В музеях проводят интерактивные экскурсии, занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», музыкальные и познавательные досуги, в том числе совместно с родителями.Патриотическому воспитанию подрастающего поколения помогают сменные и постоянные экспозиции в холлах детского сада «Города-герои», «Военные награды», «Герои Великой Отечественной войны», «Пионеры-герои», «Москва – город-герой», «Государственные символы России», «Освоение космоса», «Россия – многонациональная страна», музей боевой славы.Идея создания мини-музеев основана на распространенном увлечении собиранием тематических коллекций. Коллекционирование – хорошая возможность сплотить детей, родителей и педагогов. Важно сформировать у каждого ребенка потребность в жизненной активности, научить видеть в целенаправленном систематизированном собирательстве не накопление материальных ценностей, а способ организации свободного времени, развития интересов, знаний, культуры. Человек, умеющий найти себе полезное занятие по душе, умеющий организовать себя, получить удовольствие от познавательной и эстетической деятельности, будет огражден от возникновения пагубных привычек.Как заинтересовать родителей музейной работой? Когда сформированы списки будущих воспитанников, мы проводим интерактивную экскурсию для родителей по детскому саду, знакомим их с предметно-пространственной средой, условиями, в которых дети будут проводить 12 часов ежедневно, даем возможность потрогать все руками, задать вопросы. В музее русского народного быта под руководством опытного воспитателя взрослые изготавливают маленькую куколку. Экскурсоводами «работают» заведующий и старший воспитатель. В дальнейшем такие встречи становятся постоянными. Особо привлекают родителей занятия, на которых совместно с детьми расписывают деревянную и керамическую посуду в традициях российских промыслов. Молодые мамы и папы получают свою заготовку и наравне с детьми выполняют поставленную художественную задачу. После окончания занятия устраиваем выставку. Формы работы, в которых родители воспитанников не пассивные зрители, а активные участники, позволяют заинтересовать их педагогическим процессом, почувствовать, что каждое достижение ребенка – результат кропотливого труда самого ребенка и педагогов, а не только проявление природных задатков. В музеях работают кружки по интересам для родителей «Волшебный клубок» (вязание и рукоделие), «Золотые руки» (секреты ведения домашнего хозяйства). Вместе с детьми мы проводим посиделки с песнями и шутками, Святки, Рождество, Масленицу.Родители с интересом участвуют в создании и пополнении экспозиций мини-музеев в группах. Это музеи погремушек, персонажей советских и российских мультфильмов, часов, фарфоровой скульптуры, деревянных игрушек, новогодней упаковки, игрушек-неваляшек и игрушек разных стран мира. Экспонаты для мини-музеев часто изготавливают своими руками, что становится предметом особой гордости для каждого ребенка. Дети активно работают с предметами коллекции, в мини-музее все можно брать в руки, включать в игру, разыгрывать театральные сценки, рисовать. Некоторые экспонаты коллекций можно преобразовывать, например, наряжая в новую одежду, добавляя детали украшения.Жители «Солнечного города» с любовью и фантазией оформили территорию и прогулочные участки детского сада. Это особая зона для полета фантазии педагогов и приложения их творчества. Городские дети не должны ощущать однообразия типовой застройки. Воспитатели наполняют радостью их ежедневное пребывание в детском саду.При открытии детского сада были приобретены дорогие стационарные игровые комплексы, песочницы, качели, то есть то оборудование, которое обеспечивает детям необходимую игровую и двигательную активность. Покупка деталей оформления – роскошь, на которую средств не нашлось. Основное украшение участка нашего детского сада – садовая скульптура из изношенных автомобильных и мотоциклетных покрышек: забавные зайцы и медвежата, крокодил, ученый кот, двугорбый верблюд, веселый поросенок, черепаха, грациозные лебеди. Использование покрышек для благоустройства участков детских учреждений не запрещено санитарными нормами. Резина, идущая на их изготовление, – материал долговечный, трудно воспламеняющийся, устойчивый к низким и высоким температурам. Сначала покрышки начисто отмывают водой с дезинфицирующими средствами. Все части будущего изделия скрепляют между собой в соответствии с чертежом, окрашивают сертифицированной эмалью, допущенной для использования в детских учреждениях. В результате получается радостный и по-детски непосредственный дизайн прогулочного пространства.Садовая скульптура служит не только для украшения. На прогулке воспитатели организуют вокруг сказочных персонажей хороводы, игры с пением, дают детям задания описать предмет, придумать рассказ или сказку, проводят мини-викторины, дидактические игры, в игровой форме закрепляют знания об окружности, возможностях преобразования формы и размещения ее в пространстве. Интересная методическая находка педагогов – эстетический маршрут «Путешествие по Солнечному городу», в котором садовые скульптуры служат опорными точками при ориентировании по карте-схеме, определяющей передвижение между объектами на территории детского сада.У педагогов детского сада «Солнечный город» – большие планы на будущее, все они связаны с созданием для каждого маленького человека условий для полноценного проживания детства.Екатерина БОЯКОВА,с.н.с. ИХО РАО,Надежда СМИРНОВА,заведующая детским садом №701
Комментарии